Космос в поэзии. Космос и поэзия

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Седьмая лекция: «Космизм в русской поэзии»

24 марта 2017 г. в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась седьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Тема лекции: «Космизм в русской поэзии». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Кучерявенко Е.В.

Основные идеи космизма можно обнаружить в творческом наследии многих русских писателей и поэтов. Русская поэзия XIX-XX веков, одновременно и наравне с отечественной философией того же периода, в творчестве лучших своих представителей с особой художественной силой выразила чувство глубокой связи человека со всей Вселенной, ощущение всеобщей одухотворенности космоса, реальность миров с более утонченным состоянием материи, закон двойственности бытия и роль сердца во взаимоотношении человека с иными мирами.

В XIX веке идеи космизма нашли свое отражение в творчестве Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета. Русский философ Иван Ильин писал: «Русские писатели с духовной точки зрения были обычными людьми, но религиозное чувство было развито почти у всех из них, и, не дорастая до высокого безмолвия и аскетики, выражалось в искренних словах поэзии…. Русская поэзия долго была представительницей русской религиозной философии и русского пророческого дара…».

В художественной культуре ХХ века особенно ярко прослеживаются идеи космизма в поэтическом творчестве А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина и многих других. Поэты и художники «Серебряного века» постигали творчество как «боговдохновенное» дело, как теургию, а также как способность, возносящую человека над миром. А. Белый писал: «Искусство должно учить видеть вечное».

В рамках лектория был представлен анализ творчества таких поэтов как: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и К.Д. Бальмонт.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель, драматург, прозаик, критик, публицист, основоположник новой русской литературы. Роль Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Именно Пушкин стал первым профессиональным литератором и создателем современного русского литературного языка. В его личности, жизни и творчестве ярко и многогранно воплотилось русское национальное начало, он проявил и оформил то, что подсознательно жило в самом народе, нашел законченную форму того, что свойственно всему народу. Пушкин изучал пути русского духа, вникая во все проявления его. А.С. Пушкин писал: «Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою… История ее требует другой мысли, другой формулы…». Он понимал, что культурно-духовное пространство России включает в себя культурный синтез Востока и Запада.

В своих произведениях Пушкин говорит нам о том, что добро и зло находятся в самом человеке и исходят в мир из него самого. Поэтому и путь выхода из тупика один - путь духовного преображения и совершенствования. А.С. Пушкин писал: «Лучшие и прочнейшие изменения, суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…».

Говоря о поэзии, поэт применяет религиозные термины: «И признак Бога, вдохновенье, для них и чуждо и смешно». Вдохновение, по Пушкину, возникает тогда, когда «божественный глагол до слуха чуткого коснется». Поэтическое творчество, поскольку оно являлось связью с Высшим, было для него как молитва, он так и говорил: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении «Пророк». Известный философ Владимир Соловьев писал, что «Пророк, – это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании». Ф.М. Достоевский о пушкинском стихотворении «Пророк» сказал: «Здесь у Пушкина нечто надземное».

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт и прозаик, художник и драматург. За двадцать шесть лет своей жизни он сумел создать изумительные шедевры в самых различных областях литературного творчества. В.Г. Белинский в XIX веке писал о Лермонтове: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей».

Трагические сомнения и поиски смысла жизни не мешали верить поэту в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом. Русский поэт и писатель Даниил Андреев писал о Лермонтове, что «внутренние его органы – духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ – приоткрыты с самого рождения и через них в сферу сознания просачивается вторая реальность».

Духу М.Ю. Лермонтова были знакомы удивительные прозрения, его стихотворения-молитвы можно назвать жемчужинами духовной поэзии. Слияние с природой родной земли дарили поэту минуты возвышенного отдыха.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

В элегии «Ангел» М.Ю. Лермонтова раскрываются поэтические представления о воспоминаниях бессмертной душой своего бытия до земного воплощения.

В другом стихотворении Лермонтов восхищается звездами, ничто земное не может сравниться с космосом. Он чувствует несовершенство человека и осознает величие мировой гармонии.

Чем ты несчастлив? -
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо -
Звезды и небо! - а я человек!

За десятилетия до первого полета человека в космос М.Ю. Лермонтов писал:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.

Федор Иванович Тютчев — выдающийся русский поэт-философ, публицист, дипломат и ученый – он был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Космос – человек – Земля – неразделимое целое, проникнутое божественным духом – вот картина мира, созданная «изящно-дивными» красками большого художника и мыслителя.

…Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Мировая жизнь Тютчеву видится:
«Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих зыбей,
В стихийном, пламенном раздоре…» в напряженной борьбе противоположных сил, в единстве противоположностей «как бы двойного бытия». Все творчество поэта пронизано идеями натурфилософии. Одушевление природы происходит от глубокой уверенности в том, что всё в мире имеет одну живую душу. У Ф.И. Тютчева природа превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Космическое чувство» в лирике Тютчева связано с возможностью души поэта созерцать, постигать широту мира и растворяться в нем:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем…

Это тютчевское «все во мне и я во всем» в поэтической форме отражает идею о единстве человека и Мироздания. Одно из самых знаменитых стихотворений Тютчева:

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, –
О, как ты бьешься на пороге
как бы двойного бытия!..

«Двойное бытие» – это дух и материя, небесное и земное, невидимое и видимое. И На пороге, или границе этого двойного бытия действительно находится сердце человека.

Константин Дмитриевич Бальмонт — знаменитый русской поэт-символист и писатель, эссеист, исследователь, крупнейший поэт-переводчик рубежа XIX-XX веков.

О поэзии Бальмонта лучше всех сказал Александр Блок: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну…. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”». Его творчество называли импрессионизмом в поэзии. Константин Бальмонт исповедовал философию мгновения, о которой он говорил: «Я отдаюсь мгновенью… Звон мгновенья… из области надземных звонов. Я отдаюсь мировому, и мир входит в меня».

Творчество Бальмонта произвело на современников ошеломляющее впечатление. Его лучезарный девиз «Будем как солнце» оставил неизгладимый след в русской поэзии. Книга «Будем как солнце» своим настроем и образами являла пример того, как надо жить — свободно, раскрепощено, вбирая в себя энергию солнца и соков земли. Книгу «Будем как солнце» А. Блок назвал «одним из величайших творений русского символизма».

В поэзии К.Д. Бальмонта лежит яркий отпечаток космогонических воззрений древних народов. Идеи и образы индийской мифологии, в том числе космогонические, окрашивают творчество поэта на всем его протяжении. Бальмонт писал, что религиозно-философские концепции Упанишад родственны символизму. Он считал: «постигая Голос Молчания, поэт постигает «всемирное Я»»:

Кто услышал тайный ропот Вечности,
Для того беззвучен мир земной,-
Чья душа коснулась бесконечности,
Тот навек проникся тишиной…

Как певца стихий К.Д. Бальмонта еще в 1900-е годы прозвали стихийным гением. Он пишет стихи, посвященные идее «четверогласия стихий» — космическим началам жизни в виде Огня, Воды, Земли и Воздуха. У Бальмонта огонь занимает особое место, по своим функциям он близок к солнцу и свету. Ему близок «светлый Агни» — Бог Огня, противник духов тьмы из индийской мифологии. Он называет себя «огнепоклонником», сближает миссию поэта и миссию огня: «Я буду все светить, сжигая и горя».

«Я чувствую, Мрак — властелин.
Но Агни, о Агни — сильнее всего,
Я сам изошел из Огня».

К.Д. Бальмонта считают одним из самых музыкальных поэтов. В поэтическом языке Бальмонта отражается свойство всеохватности музыки, объединение музыкальным началом мира: земного, тонкого и мира человеческой души. «Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размеренною речью», — пишет Бальмонт. В его поэтическом космосе — музыка – это первооснова всего сущего. «Я полагаю, что все произошло из жажды музыки, — пишет он в статье «Русский язык». – Разве наша Земля, столь изумительная, несмотря на наше человеческое, не есть псалом к Вечности, стих, пропетый в воздухе Огнем и Водой?» В поэтическом контексте К.Д. Бальмонта творческая энергия музыки соотнесена с творящей силой Солнца, Света.
Во время лекции звучали стихи поэтов.



Просто в полёте...Мысли...Частицы...
Внутренним взором свет вижу извне...
Двигаюсь плавно.., чувственной птицей,
в лёгкой, прозрачной, прохладной волне...

Музыка Космоса, нот Колыбель..,
брызги хрустальные звёзд и планет...
Синим пульсары.., мечта Ариэль..,
свет в отражении зеркала, свет...

Гель невесомости.., ангел поёт..,
сферы кристальные...огненный цвет...
Вне орбитальности! Полный улёт..!
Дальних галактик зовёт фиолет...

Космос. И мы. Такие несовершенные?
Разные. Угрюмые и вдохновенные,
Энергию поглощающие и отдающие
И, все таки, верящие и ждущие.

Мечтой устремленные. Космос...
Рассыпанным бисером звезды...
В начертанных знаках Вселенной
Все точно. Все совершенно.

Едины и нераздельны Космос и мы.
Все цельно. Возможности беспредельны.
Божественный Вечности Дар -
Душа человека нетленная.

Космос и Вечность,
Судьбы быстротечность,
Богом отведенный срок,
Истины поиск, желанья
и встречи -
Жизни проходим урок.

Взлет и паденье,
Муки творенья
И в бесконечность полет,
Радость открытий
В каждом мгновенье
И лишь движенье вперед.

Соткан из Света
Мир наш безбрежный,
Мы - частица Целого в нем
И не угаснет в сердце
Надежда,
Космос и Вечность - наш Дом

Музыка - муза и искусство.
Вдохновение, что дано нам Богом.
Искусство, что дано нам свыше
Мы в праве развивать творенье Бога,
Сопровождая мелодичность песней.
Все, что в мире происходит
Чудотворно и прекрасно.
Звуки в безмолвной тишине
Рождают музыку,
Что волнует и радует нас, вызывает трепет в душе
То, радуя сердце, то, огорчая его.
Заставляет грустить нас и даже немножко всплакнуть.
Звуки мелодий прекрасных чаруют своей красотой,
Окутав негой звенящей.
Звуки, что нас...

Музыка ветра сверкает на ладони,
Солнце слепит усталые глаза,
А облака обратились в пони,
И скачут по небу, пропадая в лесах.

Музыка ветра у меня в кармане,
Лучик от солнца с собой заберу,
Кусочек неба растворю в тумане,
Капельку леса оставлю в бору.

Музыка ветра смеется сквозь слезы
И вспоминает чью-то любовь.
Сладко и звонко льются без прозы
Воспоминания ветреных снов…

Музыка ветра смешалась со светом
И убежала за облака
Музыка ветра останется ветром
А чья-то любовь умерла...

Космос безбрежный,
Звезды горят в вышине
Небо сверкает.

Лес зеленеет
Запах пьянит в тишине-
Кровь замирает.

Утром рассеется мрак,
Солнце к полудню.
Что-то в погоде нетак
Я не виновен.
........................
Утро лениво..

Утро лениво
Свое платье одело
Глазки оаскрыло.

СМоков движенье
Облако шумно и сильно
Крышу задело.

Птицы поют о погоде,
Звонкие трели.
Радуются видимо,что
Домой прилетели.
........................

Дождика капли..

Дождика капли,
Смотрите...

Космос это что?
Скрытые глубины?
Очень люди любят его,
Потому что он любимый.
Люди любят звезд дожди,
Потому что там мечты.
Мысли и желания
Для его познания.
Там все
Коридоры с системами,
Простраства стремления
Загадки времени
Жизни движения.

музыка черных клавишь
опять я тебя вспоминаю
и ночь не поможет
я в ночи догораю
глаза не закрыть...
выпить горького чая
и слушать как музыка льется...

Память сотрется...
скоро...
может и обойдется...
музыка пальцев
электронные строчки
может прочтешь....
может поймешь...

Ночь в уголочке
свернулась...
чувства клубочком
все разлетелось...
на точки...до точки...
музыку клавишь
сердца кусочки

Еликоева Алина

В последние годы к нам часто возвращаются философские и научные концепции, забытые, казалось бы, навсегда. Цель данной работы- рассмотреть явление русского космизма на примере творчества поэтов 19-21 веков, потому что поэты как никто более "способны в слове уловить оттенки чувства и воленья".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Александра Демина муниципального образования Брюховецкий район

Научно-исследовательская работа

Тема: «Космизм в русской поэзии»

Работу выполнила

Еликоева Алина

Ученица 10 класса МБОУ СОШ №8

Им. А. Демина Брюховецкого района

Руководитель

Мальцева Татьяна Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

Ст. Чепигинская, 2014

Введение……………………………………………………стр.4-5

1.Истоки русского космизма, основные черты………….стр.5-6

2.Космизм в русской поззии

2.1 Человек и космос в поэзии 19 века…………………стр.6-8

2.2 Космические мотивы 20 столетия………………….стр.8-12

2.3 «Звездная» тема сегодня……………………………стр.13-15

Заключение………………………………………………...стр.16-17

Литература…………………………………………………стр.18

Основное содержание работы

Во Введении обоснованы актуальность и степень изученности темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.

В первом разделе «Истоки русского космизма, основные черты» дано определение космизма, прослежен процесс формирования идей русского космизма, сформулированы основные черты русского космизма.

Второй раздел – «Космизм в русской поэзии»- посвящен анализу художественных произведений поэтов 19-21 вв., посвященных теме космоса. Голос природы всегда звал и манил к себе человека. Во все времена люди хотели понять, что такое природа, космос, как устроен мир. Конечно, ответы на эти вопросы в первую очередь искала и ищет наука. Но искусство- это тоже необходимая форма познания окружающего мира, возникшая вовсе не случайно в процессе становления разумной жизни. И художники, и мыслители тоже приоткрывают завесу над Вселенной. Как же это сделали поэты 19-21 вв? В работе отмечена важная особенность лирики Ф.И. Тютчева- ее космический характер. Проанализированы стихи А.А. Фета, в которых он обращается к звездам как к родным ему существам. Тема поиска братьев по разуму- вот основная мысль «космических» стихов В. Брюсова. Услышан страстный призыв В. Маяковского в стихотворении «Послушайте!». Отмечена необычность сборника стихов С. Есенина «Поэзия Космоса». Тема активной эволюции, сознательного развития природного мира нашла отражение в поэтическом творчестве Н. Заболоцкого и Н. Рубцова. «Человек и Вселенная»- вечная тема, достойно продолжающаяся и в поэзии 21 века. Рассмотрено творчество А. Полякова, Н.Д. Спириной, Л.Кузьминской, поэтическое слово которых предвещает космическое будущее России.

В Заключении обобщаются основные результаты исследовательской работы и предлагаются выводы по избранной проблеме.

Введение

Актуальность темы . В последние годы к нам часто возвращаются философские и научные концепции, забытые, казалось бы, давно и навсегда. Видимо, это связано с наступлением очередного глобального цивилизованного кризиса и необходимостью становления в мире новых социально-культурных форм. Среди возрожденных концепций такого рода необходимо, на мой взгляд, вспомнить русский космизм, рассмотреть его на примере поэзии, потому что поэты как никто более «способны в слове уловить оттенки чувства и воленья».

Объект и предмет исследования . Среди множества поэтов, отдавших дань этому направлению, в первую очередь нужно выделить Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов 19 века. Но основное развитие поэзия космизма получила в 20 веке. Поэтому основное внимание уделяется творчеству этих поэтов. Объектом исследования станет и творчество современных авторов. Предмет исследования- особенность их проблематики и поэтики.

Цели и задачи исследования - рассмотреть явление русского космизма на примере творчества поэтов 19-21 веков, обратив внимание на сходство и различие восприятия. Целью работы определяются и ее задачи:

  • Выявить определяющие черты формирования космических мотивов в отечественной поэзии;
  • Осмыслить эстетические аспекты развития русского космизма в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета;
  • Исследовать особенности космической темы в творчестве поэтов 20 века;
  • Раскрыть современное звучание космизма;
  • Анализом подвести к выводу, что искусство и космос- темы вечные и неисчерпаемые, и каждый виток истории придает им новое звучание.

Степень изученности темы . Обращение к русскому космизму как феномену мировой культуры нашло отражение в творчестве многих поэтов. Но особенно ярко традиции космизма выступают в русской поэзии. Поэтически-художественное космическое течение нашло свое отражение в творчестве Г.Р. Державина, Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета. Философия русского космизма нашла глубокое отражение в художественной культуре 20 века. Особенно ярко это прослеживается в поэтическом творчестве А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина, В. Маяковского. Связь человека со Вселенной- тема стихотворений Н. Рубцова и Н.А. Заболоцкого. Современное звучание русский космизм обрел в стихах Н.Д. Спириной, Л. Кузьминской, О. Есина.

Практическая значимость исследования . Во-первых, содержание работы позволяет вспомнить теорию поэтико-художественного космического течения. Во-вторых, содержание работы может быть использовано как основа спецкурса. В-третьих, данная работа позволила мне посмотреть на мир другими глазами, узнать и открыть для себя много нового.

Истоки русского космизма, основные черты

Под «космизмом» в широком смысле слова часто воспринимают целый поток культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже с древних времен. Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой. Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали деятельное участие в жизни людей. Они пытались постичь и понять тайны космического пространства. Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Ответы на эти вопросы менялись по мере взросления человечества. На каждом этапе этого пути человек, глядя на звезды, объяснял космос по-своему, но все ощущали прочную связь Вселенной, Космоса с миром человека, с его жизнью и духовностью. Семью, дом славяне уподобляли части Вселенной. Один из исследователей русского космизма Ф.И. Гиренок уверен: «Русский космизм потому и называется русским…что космос в нем предстает в изначальном смысле слова «вселенная», т.е.как дом, в который еще надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром». Таким образом, русская космическая мысль восходит в своих истоках к народному космизму славянской устной традиции и наиболее ярко проявившаяся как уникальное космическое направление философской мысли с 19 века.

Русская философская поэзия выразила задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э Циолковского, В.И. Вернадского, А.И. Чижевского чувство планетарного сознания, глубокой органической связи человека со всей Вселенной, космосом. Основная черта русского космизма -идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек- существо сознательное, творческое, но несовершенное, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу. Напряженный духовный поиск, осмысление себя во Вселенной, смысла человеческого бытия и места человека на земле- вот цель русского космизма. Такой космизм традиционен для русской поэзии. Об этом хорошо сказал Ю. Селезнев в статье «Поэзия природы и природа поэзии»: «Космизм» русской поэзии проявляется не в отдельных образах…и тем более не в отдельных «космических» терминах, но прежде всего в том духовном состоянии причастности миру, которое создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром. Такой диалог может быть скрыт. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощущается».

Человек и космос в поэзии 19 века

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!...

И солнца свет, и ночи тьму,..

И в небе каждую звезду!

А.К. Толстой

Интерес к месту человека во Вселенной, его связи с космосом наиболее ярко прослеживается в русской поэзии, начиная с творчества Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета.

Важная особенность лирики Тютчева- ее космический характер. Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы- долинам, север- югу. При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря- своя, таинственная жизнь, и она притягивает своей загадочностью:

Не то, что мните вы, природа-

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык .

Многие поэты 19 века уподобляли природу живому существу, но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и даже весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижером:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование ее и людей взаимосвязаны. Рисуя картины природы, поэт размышляет о загадках мироздания и вечных вопросах человеческого бытия:

Зябь ты великая, зябь ты морская,

Чем это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между нею и человеком:

С горы скатившись, камень лег в долине.

Как он упал? Никто не знает ныне-

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был незринут волею чужой.

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

Поэзия А.А. Фета- поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи- это лирические миниатюры, с помощью которых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой». Родина поэта- это мир в целом: земля, небо, звезды- вселенная, частицей которой он себя ощущает. К Паустовский утверждал, что Фет приблизил космос «к нашему, человеческому, земному восприятию». В стихах Фета мы видим образ человека, тоскующего по вечности и желающего быть причастным к ней. В стихотворении «Я долго стоял неподвижно…» мы находим прямое указание на такую причастность:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь,-

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась …

Поэт обращается к звездам как к родным ему существам: «И счастья ищем мы земного не у людей…»Он ощущает себя, землю, на которой он живет, как единое. Земля- его колыбель, Вселенная- родина:

Какая ночь! Алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля- и теплится, как море.

Мой дух, о ночь, как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной

И, окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной.

Космические мотивы в поэзии 20 века

И, если подлинно поется

И полной грудью, наконец,

Все исчезнет- остается

Пространство, звезды и певец!

О. Мандельштам

В конце 19-начале 20 вв. в кругах литераторов и поэтов все больше и больше звучала тема поиска братьев по разуму. Вера в то, что где-то там в бескрайних просторах вселенной есть другие цивилизации, похожие на нашу, вдохновляла и В.Я. Брюсова:

И, сын земли, единый из бессчетных,

Я бесконечно бросаю стих,-

К тем существам, телесным иль бесплотным,

Что мыслят, что живут в мирах иных.

Не знаю, как мой зов достигнет цели,

Не знаю, кто привет мой донесет,

Но если те любили и скорбели,

Но если те мечтали в свой черед

И жадной мыслью погружаясь в тайны,

Следя лучи, горящие вдали,-

Мой страстный вздох, домчавшийся с земли!

Стихи Брюсова созвучны чувствам и мыслям, обуревающим современное человечество 21 века. Они утверждают величие Человека, мысль и дело которого не знает преград.

Искусство и Космос- Темы вечные и неисчерпаемые, и каждый виток истории придает им новое звучание. Об этом же стихотворение А. Блока, написанное им в мае 1905 года:

Все бытие и сущее согласно

В великой, непрестанной тишине,

Смотри туда участно, безучастно,-

Мне все равно- вселенная во мне.

Я верую, и чувствую, и знаю,

Сочувствием провидца не прельстишь.

Я сам в себе с избытком заключаю

Все те огни, которыми горишь.

Но больше нет ни слабости, ни силы,

Прошедшее, грядущее- во мне.

Все бытие и сущее застыло

В великой, неизменной тишине…

Стихотворение «Послушайте! Написано В. Маяковским в 1914 году. Стихотворение- крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а как бы выдыхает это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на равнодушную природу, это жалоба на человеческое равнодушие:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

Значит- это кому-нибудь нужно?

Значит- кто-то хочет, чтобы они были!

А дальше… речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого- «жемчужины». Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто0то», для которого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку». Он глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

Значит, это кому-нибудь нужно?

Значит- это необходимо,

Чтоб каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Открытием для меня стал тот факт, что известный русский поэт С. Есенин, «певец деревни», как мы привыкли его называть, не просто не обошел эту тему, а даже создал целый сборник стихов «Поэзия Космоса». Именно Есенин, наследуя философские идеи русского космизма, одним из первых почувствовал будущие космические достижения: «Пространство будет побеждено…и человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности». Та же мысль звучит в его стихах:

Братья мои, люди, люди!

Все мы, все когда-нибудь будем

В тех благих селеньях будем,

Где протоптан Млечный Путь.

Поэт чувствовал себя странником, несущим на плечах «нецелованный мир» вселенной:

Свят и мирен твой дар,

Синь и песня в речах,

И горит на плечах

Необъемный шар!..

Закинь его в небо,

Поставь на столпы!

Там лунного хлеба

Златятся снопы.

В те времена, когда космизм Есенина мог казаться да и казался наивным, как, в частности, и космизм Циолковского, слова не признанного в то время ученого прямо перекликаются со словами поэта. «Освоение космоса принесет человечеству горы хлеба и бездну могущества»,- писал Циолковский. Об этом же говорил поэт:

Плечьми трясем мы небо,

Руками зыбим мрак

И в тощий колос хлеба

Вдыхаем звездный злак.

Космическое родство ученого и поэта дает нам уникальную возможность почувствовать поэтический смысл космических метафор Есенина.

Тема активной эволюции, сознательного этапа развития природного мира находит яркое воплощение в поэтическом творчестве Н.А. Заболоцкого. Единство микро- и макрокосмоса, восприятие природных факторов через призму добра и зла, наличие разумного начала в природном мире находят отражение в его поэзии:

Мир однолик, но двойственна природа,

И подражать прообразам спеша,

В противоречьях зреет год от года

Свободная и жадная душа.

Не странно ли, что в мировом просторе,

В живой семье созвездий и планет

Любовь уравновешивает горе

И тьму превозмогает свет?

Недаром, совершенствуясь от века,

Разумная природа в свой черед

Сама себя руками человека

Из векового праха создает.

Заболоцкий переписывался с Э.Циолковским, интересовался «научной этикой» ученого, рожденной наукой о космосе. В поэзии он исследовал мир и природу человека как эволюцию, осознавшую саму себя. Особенно близка была поэту мысль Циолковского, выраженная в «Воле Вселенной» об уничтожении всяких страданий, о том, что космос подобен добрейшему и разумному животному. Заболоцкий понимал, что на пути разумного освоения космоса лежит плоский рассудок и этическая неполноценность. Возможно, «преображению» человека поможет природа, которая будет давать «уроки» человеку. В стихах Заболоцкого воплощается идея многообразной и многосложной связи духовной личности с окружающим миром, взаимоотражения мира природы и человеческой культуры.

Эта же мысль звучит и во многих стихотворениях Н. Рубцова. По мысли поэта, человеку для полноты бытия необходима живая трепетная связь с миром- с природой, со всем «простором- небесным и земным», чтоб

…возвратиться в отчий дом,

Чтоб однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать:- Я был в лесу листом!

Сказать:- Я был в лесу дождем!

Поверьте мне: я чист душою…

Нравственное состояние души у Рубцова определяется ее гармоническим единством с миром:

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром…

«Космизм» стихотворений Рубцова- в слиянии души поэта с миром. Окружающим его не на каком-то конкретном «клочке земли». А «во мгле мирозданья», в том, что

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

«Космическая» тема сегодня

Пульсирующий свет далеких цефеид

Напоминает нам биение сердец.

Вселенной изучаем алфавит

Заглядывая в звезд ее ларец.

Л. Кузьминская

«Человек и Вселенная»- вечная тема, достойно продолжающаяся в поэзии 21 века.

…Звездный холод множества миров

С бездонной далью бесконечной,

Не может заглушить наш страстный зов:

К любви, познанью, дружбе вечной!

Эти замечательные строки из стихотворения «На перекрестках звездных дорог» принадлежат Аркадию Полякову. Поэт убежден, что человечество все так же притягивает Вселенная:

За большаком у Млечного пути,

Среди простора мирозданья,

Другой такой земли нам не найти,

Где бил бы так родник познанья.

Поэтическое слово таит в себе мироздание, предвещая космическое будущее России:

В Галактике- из миллиарда звезд,

На маленькой и голубой планете

Сыны твои, лишь выпорхнув из гнезд,

Мечтают братьев встретить на рассвете.

Поэт убедительно доказывает неразрывную связь человека и космоса. И Человек, и Вселенная должны быть поняты и услышаны:

На первый взгляд безмолвны звезды,

Что смотрят, будто сквозь тебя,

Молчит туманность Андромеды,

Безмолвны космоса моря .

Но космос, звезды и планеты

Живут, поют, порой кричат,

У них свои от нас секреты,

Не все их разгадали мы пока.

Я не берусь раскрыть законы,

Но истина всегда одна,

Есть общие для всех каноны,

И для звезды и для меня.

Звезда рождается вся в муках,

Как человек сквозь плач крича:

Я «Новая», смотрите, люди!

Примите в мир меня любя.

К сожалению, человек все чаще нарушает гармонию мира со Вселенной. Вселенная уже «не храм, а мастерская и человек в ней работник». Этого нельзя не замечать, поэтому поэт с болью говорит:

В то время, когда Сергей Есенин обращал свои взоры к небу в поисках ответов на вопросы мироздания, родилась Н. Д. Спирина. Знакомство Натальи Дмитриевны с творческим наследием великой семьи Рерихов и его жемчужиной- Учением Живой Этики- навсегда определило направление ее интересов. Ее стихи о мире, космосе, предназначении человека получили огромное признание:

У каждого из нас своя орбита,

И солнце каждого- свое…

Но в Беспредельность дверь открыта-

Войди в нее.

Тебе назначены дороги

В чертоги огненных миров…

Не спотыкайся о пороги

Чужих домов.

В грядущем- радость, мир сужденный

И океаны дальних звезд…

А позади в низине темной

Сожженный мост.

Не медли на границе Света,

От снов туманных пробудись.

И устремись в лучах Рассвета

Вперед и ввысь.

Все творчество Н.Д. Спириной помогает людям обрести мировоззрение, понять истинный смысл жизни:

Всем нам назначено. Все наше.

И наши- дальние миры.

Вселенской красоты дары

И Знаний огненная чаша.

Кто дерзновенью своему

Границ не ставит- все тому;

И Светом путь его украшен!

Очень достойно звучит тема космоса в стихах Ларисы Кузьминской. Она профессиональный астролог, психолог, парапсихолог-бакалавр астрологии. И кому как не ей задать человечеству вопрос:

Готов ли ты шагнуть за горизонт?

Преодолеть земное тяготенье?

Раскрыв мечты своей блестящий зонт,

Постичь полета дивное мгновенье?

Ворвавшись в космос, человек открыл свое пространство для творчества. Кузьминская преклоняется перед миром Вселенной, благодаря которому, может быть, существует человек:

В глубины вод вселенских погружаюсь,

На дне хранятся тайны и секреты,

К ним прикоснувшись, к жизни

Возрождаюсь,

И возвращаюсь на свою планету.

Как беспредельно море мирозданья,

Его постичь не хватит тысяч жизней,

Мы божьи твари, мы его созданья.

Несовершенные, заблудшие, капризные.

Желаем взять- не приложив усилий,

Хотим узнать- не изучив науку,

Стремимся погрузиться в изобилье,

В блаженство, не постигнув муку.

В глубинах вод вселенских столько света,

Вдыхай в себя небесный свежий воздух,

На все вопросы ты найдешь ответы,

Лишь обратившись к небу, к Богу, к звездам.

Заключение

Мы дети Космоса. И наш родимый дом

Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитными в одном,

Что в каждой точке мира мир сосредоточен.

А.Л. Чижевский

Рассмотрев основные черты философии русского космизма в поэзии 19-21 вв, можно сделать следующий вывод. У каждой эпохи свой космизм. Но разве хоть чуточку изменился «бег светил», да нет- мир все тот же, другим становился человек, по- другому начинал видеть этот мир, а следовательно, претерпевает изменение и космизм, как представление о мире в его целостности, включающей как Творца, так и его творение. Современные научные взгляды дают возможность предположить, что на уровне излучений человек и Вселенная- единое существо. И в русской литературе человек выступает, как существо космическое, неразрывно слитное со всем мирозданием, постоянно претерпевающим изменения.

«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!»- восклицал Заболоцкий. Действительно, всему живущему в природе дано: зачатие, рождение, жизнь и смерть. Современные поэты утверждают: «Рождение, смерть- как все обычно!» но, наверное, не так уж обычна эта вечная загадка живой природы, которая будоражила умы многих поколений. Разрешается она лишь во внутреннем духовном мире каждого человека. Духовная жизнь напрямую связана с космической жизнью. И.А. Бунин писал: «Поэт должен быть отзывчив на всякое движение души, он должен жить одной душой с людьми и природой».

Сегодня, в 21 веке, все более актуальными становятся слова Николая Бердяева: «Человек вновь обратится к внутренней жизни природы, вновь увидит божественный космос, но соединит это с духовной властью над природой и ее стихиями, т.е.утвердит свое царственное положение в мире». А поможет ему в этом духовное наследие русских поэтов, которое является связующим звеном между веком нынешним и веком минувшим».

Литература

Я связь миров: Философская лирика русских поэтов 18- начала 20 века /Сост., вступит. Статья В.М. Фалеева. М., 1989

Литература

  1. Афанасий Фет. Стихотворения/ Вступ. Статья А. Тарханова. М.: Правда, 1983.
  2. Гиренок Ф.И. Русские космисты.- М., 1990.
  3. Есенин С. Полное СОБР. Сочинений.: В 7 т. Т.2,6. М.: Наука- Глос, 1999.
  4. Заболоцкий Н.А. Столбцы: Столбцы, стихотворения, поэмы.-Спб.: Северо-Запад, 1993.
  5. Иванова Е.В. «Мне не найти зеленые цветы…» (Размышления о поэзии Н.М. Рубцова.) М., 1997.
  6. Карсалова Е.В., Леденев Л.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителя. Новая школа, 1996.
  7. Лихачев Д.С. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе// Русская лит.СПб, 1997.
  8. Спирина Н. В стране, где все возможно. Книги и Аудиокниги.-М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  9. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 веков. М., 1970.
  10. Я связь миров: Философская лирика русских поэтов 18- начала 20 века /Сост., вступит. Статья В.М. Фалеева. М., 1989.

© А.А.Пережогин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского , г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2005 г.

Космос (в переводе c греческого «порядок», «устройство», «мировой порядок», «небо», «красота») в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции понимается как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом Вселенная.

По мнению А. Блока, человек «называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт. Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос... космос – устроенная гармония, культура…».

Другой дефиниции слова «космос» – «красота» соответствует переносное значение слова «поэзия»: «красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования».

Согласно древней традиции мировоззренческие (мифологические и религиозно-философские) тексты слагались в стихотворной форме.

Выход человечества в космос, его устремлённость, направленная на освоение космоса, которые предвосхитил и во многом сформировал К. Э. Циолковский , способствуют расширению индивидуального сознания человека до космических масштабов и возвращают, таким образом, утраченную когда-то целостность мировосприятия, которая немыслима без переживания единства микро- и макрокосмоса.

Современный космизм, по словам В. В. Казютинского, может рассматриваться как неконцептуализируемое переживание человеком целостности мира, его единства с космическим целым, то есть его космичности, которая проявляет себя в самых различных формах в зависимости от социокультурного и личностного контекста.

На примерах творчества А. Блока, А. Белого, В. Хлебникова, С. Есенина и др. в докладе рассматривается также гипотеза о соответствии между художественным творчеством и космосом в современном понимании этого слова. Поэт К. Кедров пришёл к выводу о существовании общей для разных ареалов культур системы астрономической символики (метакода).

Поэтов и поэзию всегда интересовал вопрос о смысле бытия. Как полагал Циолковский и считают современные учёные, этот вопрос неотделим от проблемы возникновения и развития космоса – как в исходном, так и в современном понимании этого слова.

Мерцает Млечный путь
неровный и крутой.
(Владимир Соколов)
Прежде чем начать разговор о сборнике Владимира Соколова, позвольте несколько слов о космосе.
Космос (в переводе c греческого «порядок», «мировой порядок», «устройство»,) в мифологической раннефилософской традиции понимается как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом Вселенная (в отличие от хаоса).
Другой дефиниции слова «космос» – «красота» соответствует переносное значение слова «поэзия»: «красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования». Как несложно заметить, эти две дефиниции практически идентичны.
В своё время А. Блок говорил, что человек «называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт. Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос... космос – устроенная гармония, культура…».
С древних времён тексты философского, религиозного, мировоззренческого содержания слагались в стихотворной форме. Традиция не давала возможности говорить о космосе иначе, кроме как в стихах.
Обратимся к заглавию сборника Владимира Соколова «Ягодка вселенской голубики». Человеку, мыслящему образами (сиречь поэту) не трудно представить, о чём здесь идёт речь. Вот отрывок из стихотворения, давшего название всей книге:
Мал человек и слаб, как ни крути.
В просторах чёрных
Космоса-владыки
Земля
на ветке Млечного пути
лишь ягодка
вселенской голубики…
Однако это стихотворение не про космос (точнее не только про него). Прежде всего, здесь речь идёт о человеке и о его стремлении если не покорить космическое пространство, то, по крайней мере, быть с ним в гармонии.
Здесь человек вцепился
за прогресс.
На «Ягодке» устроить рай
дерзает.
И мысль его – вот чудо из чудес –
вселенной глуби
молнией пронзает!
Устремлённость человечества, направленная на освоение космоса, которое предвосхитил и во многом сформировал К. Циолковский, способствует расширению индивидуального сознания до космических масштабов и возвращает присущую человеку когда-то в Античности и утраченную впоследствии целостность мировосприятия, которая немыслима без переживания единства микро- и макрокосмоса.
Такое единство мы находим во многих произведениях В. Соколова. Особенно выражено оно в стихотворении «Вселенная», где отождествление человека с планетой даёт нам повод говорить о наличии космоса в душе и наличии души у космоса:
Планет не меньше, чем людей,
Они, как люди, не похожи,
Одна взрослей и холодней,
Другая ярче и моложе…
Маленький мирок человека становится неразрывно связан со вселенной. Гармония микро- и макрокосма переносится и на окружающие предметы, образуя на первый взгляд причудливые, но при ближайшем рассмотрении гармоничные космическоземные локусы.
Возьмём стихотворение «Осенний лист». Начинается оно вполне обыденно и по-земному:
…Жёлтый лист на грудь ко мне упал
И притих под ветром на мгновенье.
Однако последние два стиха совершенно неожиданно переносят читателя в космические дали, хотя речь идёт всё о том же осеннем листе:
…И теплей мне стало оттого,
Что летит он где-то во вселенной…
Таким образом, явственно не обозначенный, но подразумевающийся космический хронотоп гармонично сплетается с хронотопом земным.
Космос Владимира Соколова связан с его личными, интимными переживаниями. Луна в стихотворении «Лунный букет» связана с любовной тематикой. Звёзды в стихотворении «Млечный путь» - с воспоминаниями и переживаниями детства.
Млечный путь сравнивается с ветвью дерева, что невольно наталкивает на мысль об архетипическом древе мироздания:
…А Млечный путь теперь сверкает
как ветвь
в космическом лесу…
(«Млечный путь)
Или же:
…Земля
на ветке Млечного пути…
(«Мал человек и слаб, как ни крути…»)
Итак, рассмотрев приведённые выше примеры, можно увидеть, что в творчестве Владимира Соколова очень много космических образов, что даёт право называть его поэзию (не во всех, но во многих случаях) поэзией космизма.
Что такое космизм? Это ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.
Черты космизма в литературе:
1)Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
2)Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».
3)Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.
4)Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.
Все эти черты у стихов Владимира Соколова есть.
Как отметил В. Казютинский (доктор философских наук, профессор), Современный космизм может рассматриваться как неконцептуализируемое переживание человеком целостности мира, его единства с космическим целым, то есть его космичности, которая проявляет себя в самых различных формах в зависимости от социокультурного и личностного контекста.
Абстрагируясь от «заумных» определений, можно для себя отметить, что поэзия Владимира Соколова – это поэзия земной души, рассмотренная сквозь призму вселенной; души, рвущейся ввысь и стремящейся к гармонии с космосом.