Тормозная система ваз 2101 ремонт. Материалы

Особенности устройства тормозной системы автомобилей ВАЗ 2101

Если рассматривать работу стояночных тормозов , то тут все намного проще, ручник тянет трос который прижимает тормозные колодки к барабанам задних колес, в следствии чего происходит их блокировка и остановка.

Схема тормозной системы автомобиля ВАЗ

1 – защитный кожух переднего тормоза; 2, 18 – трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 – суппорт; 4 – бачок гидропривода; 5 – выключатель стоп-сигнала; 6 – рычаг стояночного тормоза; 7 – регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 – штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 – регулятор давления; 10 – стоп-сигнал; 11 – колесный цилиндр заднего тормоза; 12 – рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 – регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 – тормозная колодка; 15 – направляющая заднего троса; 16 – направляющий ролик; 17 – педаль тормоза; 19 – штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 – тормозной диск; 21 – главный цилиндр.

Так как тормозная система в Жигулях гидравлическая, в ней используется тормозная жидкость, как у большинства отечественных автомобилей.

В состав гидравлического привода тормозной системы ВАЗ 2101 входят:

— главный тормозной цилиндр №21;

— педаль тормоза;

— бачок – 4 с тормозной жидкостью «Нева»;

— на задних колесах установлен регулятор давления – 9;

— тормозные механизмы задних колес;

— рабочие цилиндры – 4 шт;

— трубопроводы.

Педаль тормоза

Детально педаль тормоза мы рассмотрим в новой статье. Установлена она на кронштейне, через болт вместе с педалью сцепления. Через шарнир педаль тормозной системы давит на толкатель и приводит в действие тормозной цилиндр, точнее его поршни.

Главный тормозной цилиндр ВАЗ

Место установки, кронштейн педали тормоза и сцепления. В нем установлено два поршня, отвечающие за разные контуры. Назад поршня возвращаются под действием возвратных пружин. На передней части корпус закрыт пробкой.

Регулятор давления задних тормозов

Он выступает в роли автоматического клапана, который отключает подачу жидкости к задним тормозным цилиндрам, в зависимости от положения моста по отношению к кузову авто. Благодаря регулятору давления, автомобиль становится более устойчивым на дороге.

Тормозные механизмы передних и задних колес

Это те механизмы которые воздействуют на тормозной барабан для задних колес или , через тормозные колодки. Как говорилось выше, они отличаются друг от друга конструкцией и принципом работ, детально рассмотрим их отдельно.

Это главный элемент, который отвечает за безопасность транспортного средства на дороге. Современные технологии позволяют остановить автомобиль за считаные доли секунды, чего нельзя сказать о тормозах отечественных машин. Отдельное место в рейтинге занимает тормозная система ВАЗ-2101, которая отличается от последующих отсутствием вакуумного усилителя тормозов. В этой статье пойдёт речь об усовершенствовании тормозной системы отечественной копейки.

Тюнинг передних и задних тормозов ВАЗ-2101

Стандартная тормозная система ВАЗ-2101 не может похвастаться хорошими характеристиками и давно уже устарела

Тюнинг тормозной системы автомобиля проводится в несколько этапов. Для начала надо провести модернизацию передних и задних тормозов, заменив штатные диски аналогичными изделиями от ВАЗ-2112, которые сразу необходимо купить с подходящими суппортами в комплекте. Это вентилируемые диски, которые имеют эллипсоидные канавки на поверхности, что способствует самоочищению тормозных колодок, повышает качество торможения.

Тормозные диски от ВАЗ-2112 становятся на переднюю ось без дополнительных её доработок. Необходимо только изготовить новые крепёжные элементы для суппортов, так как в силу разницы размера дисков старые крепёжные элементы не подойдут. Для этого используется качественная сталь или титан, толщиной около семи миллиметров. А также обязательно меняются старые тормозные шланги на новые изделия.

Копейка оборудована задними барабанными тормозами, что значительно усложняет их модернизацию. Для установки новых вентилируемых дисков необходимо будет доработать заднюю полуось, чтобы её диаметр соответствовал диаметру вентилируемого тормозного диска. Для этого придётся обратиться , так как без специального оборудования этого сделать невозможно. Аналогично предыдущему варианту изготавливаются крепежи для суппортов. Такие усилия будут оправданы, так как дисковые изделия не набирают воды и не замерзают, в отличие от барабанных. При установке полуосей, надо установить подшипники и важно следить за их состоянием. Расшатанные подшипники могут быть причиной повреждения тормозов и возникновения аварийных ситуаций. Теперь тормоза можно подключать по штатным магистралям.

В связи с этими изменениями придётся покупать комплект колёс на четырнадцать дюймов, так как старые на тринадцать дюймов не налезут на диски большего размера. Такая замена колёс будет положительно влиять на устойчивость автомобиля.

Обратите внимание на наличие в тормозном механизме вашей машины регулятора давления тормозов. О его наличии мнения владельцев копеек разделились. Некоторые владельцы считают, что регулятор тормозов надо убрать из тормозной системы автомобиля за ненадобностью и непрактичностью в использовании.

Однако регулятор тормозных усилий ВАЗ-2101 гарантирует равномерное распределение тормозных сил. В случае отсутствия или некачественной работы регулятора передние тормоза будут опережать в торможении задние. Это приведёт к заносам задней оси автомобиля, что небезопасно на дороге. Потому для полного автомобиля обязательно установите регулятор тормозных усилий.

Установка вакуумного усилителя тормозов на ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 - это единственный автомобиль из семейства ВАЗ, который не оборудован вакуумным усилителем. ВУТ отвечает за мягкость и информативность педали тормоза. Специалисты советуют производить установку вакуумного усилителя тормозов на ВАЗ-2101 от восьмёрки. Кроме вакуумного усилителя, необходимо будет приобрести кронштейн для установки усилителя на кузов автомобиля и главный тормозной цилиндр от ВАЗ-21213, три новых тройника от копейки, несколько медных тормозных трубок для тормозных цилиндров с классики. Ещё понадобятся шланг тормозного бака, если не хватит штатного, сливная пробка радиатора, шайбы и крепёжные элементы, которые подбираются по месту во время установки.

Начинать работу надо со снятия главного цилиндра, штока с педали тормоза и шпильку, с помощью которой держится педальный узел. Отверстие от шпильки прослужит одним из креплений для кронштейна. Остаётся разметить и просверлить ещё три отверстия. Дорабатываем кронштейн, просверлив на нём ответные зеркальные отверстия для крепления. Шток также потребует доработки. Его надо сжать с рожковой стороны, где надевается педаль, а отверстие рассверлить до стандартного диаметра.

Дальше переходим непосредственно к креплению вакуумного усилителя тормозов ВАЗ-2101 к кузову автомобиля с помощью кронштейна. Усилитель желательно сразу прикрутить к кронштейну, так как в моторном отсеке тяжелее будет произвести такие действия. Прикручивая детали между собой, на кронштейн прикрутите гайки, чтобы обеспечить номинальное расстояние от усилителя до цилиндра, что гарантирует правильную посадку штока на педаль.

Между кронштейном и кузовом также надо установить прокладку толщиной около восьми миллиметров. Дальше затягиваются все крепёжные элементы, закрепляется шток на педаль.

Теперь остаётся только подключить все элементы к суппортам с помощью медных трубок, которые очень хорошо гнутся. Изгибаем их согласно штатному варианту. Осталось подключить шланг от коллектора к вакуумному усилителю тормозов. Однако на этом этапе возникает проблема, так как его подключать некуда. Здесь есть два пути. Надо либо купить коллектор 2103 со штуцером под вакуумную магистраль, или врезать штуцер в родное изделие. Для врезки надо снять впускной коллектор, просверлить отверстие под штуцер сверлом на двенадцать миллиметров и вкрутить изделие. Дальше на него надевается шланг, соединения закрепляются с помощью металлических хомутов.

Остаётся только прокачать тормоза, и проверить эффективность их работы.

Подведём итоги

Как видим, усовершенствовать тормозную систему можно даже на транспортном средстве, которое было выпущено несколько десятков лет назад. Однако, тюнинг тормозов - это очень ответственная работа, от результата может зависеть ваша безопасность на дороге и даже жизнь. А также помните, что любое вмешательство в тормозную систему транспортного средства запрещено законом.

Тормозов только в том случае, если полностью уверены в своих силах и возможностях.

Исправность тормозной системы - основа безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. На ВАЗ 2101 тормоза далеки от совершенства, что обусловлено конструктивными особенностями системы. Иногда это приводит к возникновению проблем, о которых лучше знать заранее, что позволит своевременно устранить неисправность и безопасно эксплуатировать автомобиль.

Тормозная система ВАЗ 2101

В оснащении любого автомобиля присутствует тормозная система и ВАЗовская «копейка» не является исключением. Основным её предназначением является замедление или полная остановка транспортного средства в нужный момент времени. Поскольку тормоза могут отказать по разным причинам, за эффективностью их работы и состоянием составляющих элементов нужно периодически следить. Поэтому на конструкции системы торможения, неполадках и их устранении стоит остановиться более детально.

Конструкция тормозной системы

Тормоза «Жигулей» первой модели выполнены из рабочей и стояночной систем. Первая из них состоит из таких элементов:

  • главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
  • рабочие тормозные цилиндры (РТЦ);
  • бачок гидропривода;
  • шланги и трубки;
  • регулятор давления;
  • педаль тормоза;
  • тормозные механизмы (колодки, барабаны, тормозной диск).

Схема тормозной системы ВАЗ 2101: 1 - защитный кожух переднего тормоза; 2, 18 - трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 - суппорт; 4 - бачок гидропривода; 5 - выключатель стоп-сигнала; 6 - рычаг стояночного тормоза; 7 - регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 - штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 - регулятор давления; 10 - стоп-сигнал; 11 - колесный цилиндр заднего тормоза; 12 - рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 - регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 - тормозная колодка; 15 - направляющая заднего троса; 16 - направляющий ролик; 17 - педаль тормоза; 19 - штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 - тормозной диск; 21 - главный цилиндр

Стояночный тормоз (ручник) представляет собой механическую систему, воздействующую на задние колодки. Ручник используется при постановке автомобиля на стоянку под уклоном или на спуске, а также иногда при трогании с места на возвышенности. В экстремальных ситуациях, когда основная тормозная система перестала функционировать, ручной тормоз поможет остановить автомобиль.

Принцип действия

Принцип функционирования тормозной системы ВАЗ 2101 сводится к следующим действиям:

  1. В момент воздействия на педаль тормоза поршни в ГТЦ перемещаются, что создаёт давление жидкости.
  2. Жидкость устремляется к РТЦ, расположенным возле колёс.
  3. Под воздействием жидкостного давления в движение приводятся поршни РТЦ, колодки передних и задних механизмов начинают двигаться, в результате чего происходит замедление дисков и барабанов.
  4. Замедление колёс приводит к общему торможению машины.
  5. Торможение прекращается после отжатия педали и возврата рабочей жидкости в ГТЦ. Это приводит к снижению давления в системе и потере контакта между тормозными механизмами.

Неисправности тормозной системы

ВАЗ 2101 является автомобилем далеко не новым и владельцам приходится сталкиваться с неисправностями тех или иных систем и устранять неполадки. Тормозная система не является исключением.

Низкая эффективность тормозов

Снижение эффективности тормозной системы может быть вызвано следующими причинами:


Колёса растормаживаются не полностью

Тормозные колодки могут не полностью отходить от барабанов или дисков по ряду причин:

  • в ГТЦ засорилось компенсационное отверстие. Для устранения неисправности необходимо прочистить отверстие и прокачать систему;
  • манжетные уплотнения в ГТЦ разбухли из-за попадания масла либо топлива в жидкость. В этом случае потребуется промывка тормозной системы посредством тормозной жидкости и замена повреждённых элементов с последующей прокачкой тормозов;
  • заедает поршневой элемент в ГТЦ. Следует проверить работоспособность цилиндра и если требуется, заменить его, а после прокачать тормоза.

Подтормаживание одного из колёсных механизмов при отжатой педали тормоза

Иногда возникает такая неисправность, когда одно из колёс автомобиля самопроизвольно подтормаживает. Причины такого явления могут быть следующими:

  • стяжная пружина задних тормозных колодок вышла из строя. Необходим осмотр механизма и упругого элемента;
  • неисправность РТЦ вследствие заедания поршня. Такое возможно при образовании внутри цилиндра коррозии, что требует разборки механизма, очистки и замены пришедших в негодность деталей. При значительных повреждениях цилиндр лучше заменить полностью;
  • увеличение в размерах манжетных уплотнений из-за попадания в рабочую среду топлива или смазки. Необходимо заменить манжеты и промыть систему;
  • между тормозными колодками и барабаном отсутствует зазор. Ручник нуждается в регулировке.

Занос или увод машины в сторону во время нажатия на тормозную педаль

Если автомобиль заносит при нажатии на педаль тормоза, то это говорит о следующих неисправностях:


Визг тормозов

Бывают случаи, когда тормоза при воздействии на педаль тормоза скрипят или издают визг. Проявляться такое может по следующим причинам:

  • тормозной диск имеет неравномерный износ либо большое биение. Диск требуется прошлифовать, а при толщине менее 9 мм - заменить;
  • попадание масла или жидкости на фрикционные элементы тормозных колодок. Необходимо очистить колодки от загрязнений и устранить причину вытекания смазки либо жидкости;
  • чрезмерное стирание тормозных колодок. Пришедшие в негодность элементы нуждаются в замене.

Главный тормозной цилиндр

ГТЦ ВАЗовской «копейки» - механизм гидравлического типа, состоящий из двух секций и рассчитанный на функционирование системы с двумя контурами.

Если с одним из контуров возникают проблемы, второй хоть и не с такой эффективностью, но обеспечит остановку автомобиля. Монтируется ГТЦ к кронштейну педального узла.

Конструкция ГТЦ ВАЗ 2101: 1 - пробка; 2 - корпус цилиндра; 3 - поршень привода задних тормозов; 4 - шайба; 5 - поршень привода передних тормозов; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - стопорные винты; 8 - возвратные пружины поршней; 9 - тарелка пружины; 10 - прижимная пружина уплотнительного кольца; 11 - распорное кольцо; 12 - впускное отверстие; А - компенсационное отверстие (зазоры между уплотнительным кольцом 6, распорным кольцом 11 и поршнем 5)

Поршни 3 и 5 отвечают за работоспособность разных контуров. Начальное положение поршневых элементов обеспечивают пружины 8, посредством которых поршни прижимаются в винты 7. Гидроцилиндр уплотняется соответствующими манжетами 6. В передней части корпус заглушён пробкой 1.

Основные неполадки ГТЦ - износ манжетных уплотнений, поршня или самого цилиндра. Если резиновые изделия можно поменять на новые из ремкомплекта, то в случае повреждения цилиндра или поршня, устройство придётся полностью заменить. Поскольку изделие расположено под капотом возле главного цилиндра сцепления, то его замена не вызывает каких-либо сложностей.

Видео: замена ГТЦ на «классике»

Рабочие тормозные цилиндры

Из-за конструктивных отличий между тормозами передней и задней оси, каждый механизм стоит рассмотреть по отдельности.

Передние тормоза

На ВАЗ 2101 спереди используются тормоза дискового типа. Крепление суппорта выполнено к кронштейну 11 посредством болтового соединения 9. Фиксация кронштейна осуществляется к фланцу цапфы 10 вместе с защитным элементом 13 и поворотным рычагом.

Передний тормозной механизм ВАЗ 2101: 1 - штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 2 - соединительная трубка рабочих цилиндров; 3 - поршень колёсного цилиндра; 4 - фиксатор колёсного цилиндра; 5 - тормозная колодка; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - пылезащитный колпачок; 8 - пальцы крепления колодок; 9 - болт крепления суппорта к кронштейну; 10 - поворотный кулак; 11 - кронштейн крепления суппорта; 12 - суппорт; 13 - защитный кожух; 14 - шплинт; 15 - прижимная пружина колодки; 16 - тормозные колодки; 17 - колёсный цилиндр; 18 - тормозной диск

В суппорте есть прорези для тормозного диска 18 и колодок 16, а также посадочные места, в которых закреплены два цилиндра 17. Для их фиксации по отношению к суппорту в самом гидроцилиндре есть фиксирующий элемент 4, который входит в паз суппорта. В гидроцилиндрах установлены поршни 3, для уплотнения которых используются манжеты 6, расположенные в канавке цилиндра. Для предотвращения попадания грязи в цилиндр, снаружи он защищён резиновым элементом. Оба цилиндра соединяются друг с другом трубкой 2, посредством которой обеспечивается одновременное нажатие на тормозные колодки по обеим сторонам диска. Во внешнем гидроцилиндре есть штуцер 1, через который удаляется воздух из системы, а к внутреннему через такой же элемент подводится рабочая жидкость. При нажатии педали поршневой элемент 3 надавливает на колодки 16. Последние фиксируются пальцами 8 и поджимаются упругими элементами 15. Штоки в цилиндре удерживаются посредством шплинтов 14. Крепление тормозного диска к ступице выполнено двумя штифтами.

Ремонт гидроцилиндра

В случае возникновения неполадок с РТЦ передка, механизм демонтируют и устанавливают новый либо производят ремонт, заменяя манжетные уплотнения. Для снятия цилиндра потребуются такие инструменты:

  • отвёртка с плоским лезвием;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • клещи;
  • домкрат;
  • набор рожковых ключей;
  • ключ для откручивания тормозных трубок.

Процедуру ремонта выполняем в следующем порядке:

  1. Домкратим передок автомобиля с той стороны, где предполагается замена гидроцилиндров, и демонтируем колесо.
  2. Плоскогубцами извлекаем шплинты, которыми фиксируются направляющие стержни колодок.
  3. Подходящей наставкой выбиваем стержни.
  4. Достаём пальцы вместе с упругими элементами.
  5. Посредством клещей вдавливаем поршни гидроцилиндра.
  6. Вынимаем тормозные колодки.
  7. Отворачиваем от суппорта гибкий патрубок.
  8. При помощи зубила отгибаем стопорные элементы крепежа.
  9. Отворачиваем крепление суппорта и демонтируем его.
  10. Откручиваем штуцеры трубки, соединяющей рабочие цилиндры, после чего снимаем саму трубку.
  11. Зацепляем отвёрткой и стягиваем пыльник.
  12. Подсоединяем компрессор к штуцеру и путём подачи сжатого воздуха выдавливаем поршневые элементы из цилиндров.
  13. Извлекаем поршневой элемент.
  14. Достаём манжетное уплотнение. На рабочей поверхности поршня и цилиндра не должно быть следов большого износа и иных повреждений.
  15. Для монтажа ремкомплекта вставляем новый уплотнитель, на поршень и цилиндр наносим тормозную жидкость. Собираем устройство в обратной последовательности.
  16. Если цилиндр нуждается в замене, нажимаем фиксирующий элемент отвёрткой.
  17. Подходящей наставкой выколачиваем РТЦ из суппорта.
  18. Монтаж производим в обратном порядке.

Замена колодок

Если процедура ремонта сводится только к замене колодок, то выполняем п. 1–6 по замене РТЦ и монтируем новые тормозные элементы с предварительным нанесением смазки Литол-24 на направляющие. Передние колодки требуют замены, как только фрикционная накладка достигнет толщины 1,5 мм.

Задние тормоза

Тормоза задней оси «копейки» барабанного типа. Детали механизма закреплены на специальном щите, который фиксируется к торцевой части задней балки. Снизу щита установлены детали, одна из которых служит опорным элементом для нижней части колодок торможения.

Задние тормоза ВАЗ 2101: 1 - колёсный цилиндр; 2 - рычаг ручного привода колодок; 3 - колодка тормоза; 4 - чашка и опорная стойка колодок; 5 - трос привода стояночного тормоза с оболочкой; 6 - нижняя стяжная пружина; 7 - фрикционная накладка; 8 - эксцентрик регулировки зазора между колодкой и барабаном; 9 - распорная планка; 10 - верхняя стяжная пружина

Чтобы была возможность регулировать расстояние между барабаном и колодками, используются эксцентрики 8, в которые упираются колодки под воздействием упругих элементов 5 и 10.

РТЦ состоит из корпуса и двух поршней 2, распираемых упругим элементом 7. Посредством этой же пружины к торцевой части поршней поджимаются манжетные уплотнения 3.

Колёсный цилиндр: 1 - защитный колпачок; 2 - поршень; 3 - уплотнитель; 4 - корпус колёсного цилиндра; 5 - чашки пружины; 6 - штуцер выпуска воздуха; 7 - пружина

Конструктивно поршни выполнены таким образом, что с наружной стороны есть специальные упоры для верхних концов тормозных колодок. Герметичность цилиндров обеспечивается защитным элементом 1. Прокачка устройства обеспечивается через штуцер 6.

Замена цилиндра

Для замены задних РТЦ потребуются такие инструменты:

  • набор ключей;
  • ключ для откручивания тормозных трубок;
  • отвёртка;
  • молоток.

Операция состоит из следующих шагов:

  1. Поднимаем заднюю часть машины и демонтируем колесо.
  2. Откручиваем направляющие штифты.
  3. Помещаем штифты в соответствующие отверстия барабана, закручиваем их и смещаем деталь с фланца полуоси.
  4. Демонтируем барабан.
  5. Отвёрткой стягиваем тормозные колодки с опоры, сдвигая их вниз.
  6. Ключом откручиваем штуцер тормозной трубки.
  7. Откручиваем крепёж гидроцилиндра к тормозному щитку.
  8. Снимаем цилиндр.
  9. Если предполагается ремонт, пассатижами вынимаем поршни из гидроцилиндра и меняем уплотнительные элементы.
  10. Собираем устройство и монтируем его в обратном порядке.

Ремонтом гидроцилиндров занимаются редко, поскольку замена уплотнителей ненадолго продлевает работоспособность механизма. Поэтому при неполадках РТЦ лучше устанавливать новую деталь.

Замена колодок

Тормозные колодки задка необходимо заменить при достижении фрикционным материалом такой же толщины, как и в случае с передними тормозными элементами. Для замены понадобятся плоскогубцы и отвёртка. Процедуру осуществляем в такой последовательности:

  1. Нажимаем и проворачиваем чашки, которыми удерживаются колодки. Снимаем чашки вместе с пружиной.
  2. Отвёрткой снимаем нижнюю часть колодок с опоры.
  3. Демонтируем нижнюю пружину.
  4. Убираем колодку в сторону, вынимаем распорную планку.
  5. Стягиваем верхний упругий элемент.
  6. Вынимаем рычаг привода ручника из наконечника троса.
  7. Плоскогубцами извлекаем шплинт из пальца.
  8. Демонтируем с тормозного элемента детали ручника.
  9. Механизм собираем в порядке, обратном демонтажу, предварительно ослабив трос управления ручным тормозом.

Регулятор давления

Задние тормоза оснащаются регулирующим элементом, посредством которого происходит корректировка давления в приводе торможения при изменении нагрузки машины. Суть работы регулятора заключается в автоматическом прекращении подачи жидкости к рабочим гидроцилиндрам, что способствует уменьшению вероятности возникновения юза задней оси во время торможения.

Исправность механизма легко проверить. Для этого выполняем следующие шаги:

  1. Очищаем деталь от загрязнений и снимаем пыльник.
  2. Напарник надавливает на тормозную педаль, создавая усилие 70–80 кгс. В это время второй человек контролирует движение выступающей части поршня.
  3. При перемещении поршневого элемента на 0,5–0,9 мм, регулятор считается исправным. Если это не так, устройство подлежит замене.

Видео: настройка регулятора давления тормозов на «Жигулях»

Многие автовладельцы классических «Жигулей» убирают со своей машины регулятор давления. Основная причина - закисание поршня, в результате чего жидкость не подаётся к РТЦ задней оси, а педаль после торможения становится вялой.

Трубки и шланги

Тормозные трубки и шланги системы торможения ВАЗовской «копейки» используются как спереди, так и сзади. Их назначение - соединение ГТЦ и РТЦ между собой и подача к ним тормозной жидкости. Иногда соединительные элементы приходят в негодность, особенно это касается шлангов, что обусловлено старением резины.

Крепятся рассматриваемые детали посредством резьбового соединения. В их замене не возникает каких-либо сложностей. Требуется всего лишь отвернуть крепёж с обеих сторон, демонтировать изношенный элемент и на его место установить новый.

Видео: замена тормозных трубок и шланг на «классике»

Педаль тормоза

Основным органом управления системы торможения ВАЗ 2101 является педаль тормоза, расположенная в салоне под рулевой колонкой между педалями сцепления и акселератора. Посредством педали передаётся мускульное воздействие от ног водителя на ГТЦ. Если регулировка педали тормоза выполнена правильно, свободный ход будет равен 4–6 см. При нажатии на неё и прохождении указанного расстояния, транспортное средство начинает плавно замедляться.

Свободный ход педали тормоза: 1 - главный цилиндр; 2 - толкатель; 3 - педаль тормоза; 4 - буфер выключателя стоп-сигнала; 5 - гайка выключателя; 6 - выключатель стоп-сигнала; 7 - оттяжная пружина педали

Прокачка тормозов ВАЗ 2101

Если с ГТЦ или РТЦ производился ремонт либо эти механизмы подвергались замене, то тормозная система автомобиля нуждается в прокачке. Процедура предполагает удаление воздуха из контуров системы для её эффективной работы. Для прокачки тормозов нужно подготовить:

  • ключ на 8 (10) мм;
  • силиконовая прозрачная трубка по диаметру штуцера;
  • ёмкость;
  • тормозная жидкость.

Для ВАЗ 2101 и другой «классики» подходит тормозная жидкость DOT-3, DOT-4. Поскольку объём жидкости в тормозной системе рассматриваемого автомобиля составляет 0,66 л, то ёмкости в 1 л будет вполне достаточно. Прокачивать тормоза лучше всего с помощником. Процедуру начинаем с правого заднего колеса. Последовательность действий такова:

  1. Открываем капот и откручиваем крышку расширительного бачка ГТЦ.
  2. Проверяем уровень жидкости согласно меткам, если нужно доливаем до отметки MAX.
  3. Со штуцера заднего правого колеса снимаем защитный колпачок и надеваем на него трубку, второй конец которой опускаем в подготовленную ёмкость.
  4. Напарник садится на место водителя и нажимает педаль тормоза 5–8 раз, а при нажатии последнего раза выжимает её до упора и фиксирует в таком положении.
  5. В это время вы ослабляете штуцер ключом на 8 или 10, в зависимости от размерности, а из трубки начнёт течь жидкость с пузырьками воздуха.
  6. Когда прекратится вытекание жидкости, штуцер заворачиваем.
  7. Повторяем п.4–6 до тех пор, пока из штуцера не будет вытекать чистая жидкость без воздуха. В процессе прокачки не забываем контролировать уровень жидкости в расширительном бачке, доливая её по мере необходимости.
  8. По завершении процедуры надёжно закручиваем штуцер и надеваем защитный колпачок.
  9. Аналогичные действия повторяем с остальными колёсными цилиндрами в последовательности, указанной на изображении.
  10. Передние цилиндры прокачиваем по тому же принципу, предварительно сняв колёса.
  11. Когда прокачка будет завершена, нажимаем на педаль тормоза и проверяем её ход. При слишком мягкой педали либо положении ниже, чем обычно, проверяем герметичность всех соединений тормозной системы.

Видео: прокачка тормозов на «Жигулях»

Любые неполадки, связанные с системой торможения автомобиля, нуждаются в безотлагательном решении проблемы. Диагностика и ремонтные работы тормозов «копейки» не требуют особых знаний и умений, как и специальных инструментов. Проверить систему и устранить неисправности можно при помощи стандартного набора, состоящего из ключей, отвёрток и молотка. Главное, ознакомиться с последовательностью действий и следовать им в процессе ремонта.

На всех автомобилях семейства ВАЗ используется тормозная система с гидравлическим приводом. Это означает, что усилие, которое делает водитель, нажимая на педаль тормоза, передается на тормозные механизмы, установленные на ступицах колес авто, при помощи жидкости. Но чтобы воздействие имело достаточную силу, в конструкцию включен усилитель.

Немного теории

Для передачи усилия используется одно из свойств жидкости – ее несжимаемость. То есть при создании усилия на жидкость, объем ее не меняется, и она выступает в качестве передатчика.

Гидравлический привод тормозов более практичен, чем механический или пневматический, но в нем имеется один недостаток – если в жидкость попадет воздух, то передача усилия значительно снизиться. Все потому, что воздух, как и любой газ, является сжимаемым. В результате, наличие воздуха приводит к изменению объема жидкости при создании усилия (за счет сжатия газа). Из-за этого усилие уже не передается на исполнительные механизмы, поскольку оно поглощается изменением объема.

Получается, что эффективная работа тормозов на ВАЗ происходит только пока в систему привода не попадет воздух. А произойти это может по нескольким причинам.

Когда нужна прокачка тормозов

Первой из них является то, что трубопроводы привода подвергаются негативным воздействиям внешней среды. Трубопроводы задних тормозных механизмов на ВАЗ сделаны из мягких металлов (меди, латуни) и проходят они под днищем авто. Окислительные процессы и возможные ударные нагрузки в процессе эксплуатации могут стать причиной появления трещин или пробоев трубопровода. Привод же передних механизмов – составной, одна часть трубопровода – металлическая, а вторая – резиновая. Со временем резина «стареет» и на ней появляются трещины.

Вторая причина, по которой в системе может оказаться воздух – плановое обслуживание тормозной системы. Жидкость, которая используется в приводе, имеет свой ресурс, поэтому она периодически должна заменяться. Вот именно в процессе замены внутрь системы и попадает воздух. Оказаться в системе он может также после ремонта механизмов, к примеру, во время замены колодок. Поэтому обязательно надо прокачивать тормоза после замены колодок.

Но на автомобилях ВАЗ предусмотрена возможность удаления воздушных пузырей путем прокачки – процесса, при котором из жидкости выгоняется воздух. Для этого к конструкции тормозных механизмов предусмотрены специальные штуцеры.

Выявить, что система требует прокачки несложно – провал педали, легкость ее нажатия и снижение эффективности тормозов, вплоть до полного их отсутствия, указывает на завоздушенность системы.

Но перед тем, как приступать к прокачке, следует тщательно осмотреть все трубопроводы и составные узлы системы на наличие подтеков, а также количество жидкости в бачке. При обнаружении следов подтекания, следует устранить неисправность путем ремонта с использованием ремкомплектов (главный и рабочие тормозные цилиндры), заменой поврежденного участка системы (трубопроводы), а после замены провести прокачку. Если воздух попал в систему из-за недостатка жидкости, то следует предварительно восполнить ее до уровня.

Инструменты

Но важно знать, как правильно прокачать тормоза на ВАЗ разных моделей и что для этого потребуется. Сама операция – несложна, поэтому ее выполнить можно и самому. Но лучше делать это с помощником – так будет и быстрее, и легче.

Из инструментов потребуется не так и много:

  • Ключ на 8 (10);
  • Силиконовая прозрачная трубка по диметру штуцера;
  • Емкость;
  • Тормозная жидкость;

Что касается ключа, то следует использовать накидной тип. На рынке также имеются специальные ключи для откручивания штуцеров, зажимной. Дело в том, что штуцера часто прикисают к резьбе и выкрутить очень сложно. Используя обычный рожковый инструмент, можно запросто «облизать» грани и тогда уже выкрутить штуцер будет вообще невозможно.

Суть работы по прокачке практически одинакова для всех авто – и ВАЗ-2101, и ВАЗ-21099, и ВАЗ-2121 «Нива». Но на последовательность операции влияют только конструктивные особенности моделей.

Проведение работ с задними механизмами на ВАЗ классических моделей

Вначале рассмотрим, как правильно прокачать тормоза на «Классике». Чтобы правильно выполнить операцию, необходимо учитывать, что на ВАЗ-2106 или любой другой модели, тормоза – двухконтурные. То есть, вся система разделена на две независимые части. Сделано это для того, чтобы в случае разгерметизации одного из контуров, второй оставался работоспособным, и автомобиль мог останавливаться. Но важно понимать, что разделение на контуры происходит на главном цилиндре, и если воздух попал в систему из-за нехватки жидкости, то он будет в обеих составных частях.

У всех классических моделей, в том числе и тормоза ВАЗ-2107, контуры разделяют приводы передних и задних колес. Это обязательно учитывается, когда необходимо прокачать тормоза 2101 или другой модели.

Кстати, если завоздушен только один контур, то второй подвергать прокачке не обязательно, хотя лишней не будет обработка всех механизмов, как передних, так и задних.

Итак, все подготовлено, и можно приступать.

Последовательность действий такова:

  • Автомобиль лучше загнать на яму, чтобы добраться до штуцеров было легче. При этом он обездвиживается при помощи ручника или противооткатных опор;
  • С бачка тормозной жидкости снимаем крышку, проверяем уровень, при надобности доводим до максимальной отметки;

  • Вначале прокачиваем задние тормоза ВАЗ, поскольку вся операция делается от тормозного механизма, который максимально удален от главного цилиндра, то есть от правого заднего колеса;
  • Садим помощника на водительское место. Сами забираемся под автомобиль, накидываем ключ на штуцер, а затем надеваем на него подготовленную трубку, второй конец которой следует опустить в емкость с залитым в нее небольшим количеством жидкости. Желательно сразу сорвать штуцер с места и сразу же его завернуть обратно, еще до проведения прокачки. Делается это для того, чтобы в процессе не возникло заминки из-за неоткручивающегося штуцера;
  • Просим помощника 5-6 раз нажать на тормозную педаль. При этом с каждым нажатием провал ее будет все меньше – привод закачивается жидкостью, при этом воздух перемещается к механизмам. После закачки системы, помощнику следует зажать педаль – нажать на нее и удерживать;
  • Откручиваем штуцер на пол-оборота, из него начнет вытекать рабочая жидкость. Если используется прозрачная трубка, то в нее будет хорошо видны пузырьки воздуха, при этом удерживаемая педаль начнет опускаться вниз, пока не упрется в пол. В таком положении помощник должен удерживать ее, в это время штуцер нужно завернуть обратно;

  • Такую последовательность действий следует провести для одного механизма 4-5 раз, чтобы полностью удалить воздух;
  • Следующим на «классике» прокачивается левое заднее колесо (поскольку они объединены в один контур). Но перед этим необходимо проверить уровень бачке, и довести его до максимальной отметки. Последовательность действий та же: накачиваем тормоза и удерживаем педаль – попускаем штуцер для слива жидкости с воздухом (педаль опускается вниз) – затягиваем штуцер – накачиваем снова. И так 4-5 раз;

Отметим, что такая последовательность действий идентична вообще для всех автомобилей. Разница заключается лишь в некоторых особенностях конструкции самой системы.

Прокачка передних тормозов Ваз

Переходим к передним механизмам. На ВАЗ-2104 или любой другой «классике» сложность операции с передним контуром заключается в том, что тормозной суппорт у них блочный, то есть, каждый из двух тормозных поршней в действие приводится по отдельности.

Поэтому, чтобы получить доступ к штуцеру внешнего поршня, чтобы прокачать тормоза на ВАЗ-2105, придется снимать колесо. Здесь тоже действует принцип удаленности механизма от главного цилиндра, поэтому первым прокачивается левое колесо. Делается все так:

  • Выдомкрачиваем колесо и снимаем его;
  • Штуцер внутреннего поршня трогать не нужно (да и не всегда он имеется, вместо него может быть просто заглушенное отверстие). Далее прокачка проводиться по уже знакомой схеме: накачивание – слив – накачивание (4-5 раз);
  • Последним прокачивается правое переднее колесо. Алгоритм действий – идентичен;

Особенности проведения работа на моделях, начиная от ВАЗ-2108

Теперь по особенностям проведения операции на других автомобиля семейства ВАЗ. Начиная с модели 2108 изменилась схема контуров, поэтому и последовательность несколько иная. И ее необходимо знать, перед тем как прокачать тормоза на ВАЗ-2108, 2109, 21099.

У этих авто используется уже диагональное расположение контуров. То есть, один из них объединяет заднее левое и переднее правое колесо, а второй – остальные два.

Прокачка начинается, как обычно, с самого удаленного колеса, то есть, с заднего правого. С его тормозного механизма проводится операция по удалению воздуха согласно описанной последовательности.

Но есть один нюанс. В конструкции имеется регулятор давления привода механизмов задних колес. Если перед прокачкой задок авто вывешивается, этот регулятор нужно разблокировать. Для этого достаточно установить отвертку между штоком регулятора и упорной пластиной.

После всех работ ее следует извлечь.

Затем прокачивается на второе заднее колесо, а переднее левое, поскольку именно оно объединено с контуром с уже прокачанным задним механизмом.

После прокачки каждого механизма обязательно нужно проверять уровень в бачке. Если опустить этот момент, то в процессе работы жидкость уйдет в систему и в нее снова попадет воздух.

Самостоятельная прокачка на примере ВАЗ-2110

На Ладе «Десятке» все делается так же, как и на моделях ВАЗ 2108-21099, поскольку конструкция тормозной системы – одинакова. Поэтому рассмотрим, как прокачать тормоза на моделях 2110-2112 самому, без помощников.

Для этого понадобиться использование одного дополнительных элементов – аэратора, который можно купить или сделать и резинового шланга с наконечниками с обеих сторон для подсоединения к ниппелю.

Самодельный аэратор – это крышка от тормозного бачка «классики» (без встроенного датчика), в которую установлен ниппель от бескамерного колеса.

Суть самостоятельно прокачки очень проста и делается она так:

  • Авто обездвиживается. На штуцер тормозного механизма, который прокачивается, надевается шланг для прокачки;
  • Аэратор накручивается на тормозной бачок, и к нему подсоединяется один конец шланга. Второй же надевается на ниппель накачанного автомобильного колеса (к примеру, запаски);
  • Отворачиваем штуцер на пол-оборота. При этом давление воздуха из запаски начнет выдавливать жидкость. Остается лишь проследить, когда по трубке пойдет жидкость без воздушных пузырьков, и затягиваем штуцер;

Таким образом прокачиваются все механизмы. Давления воздуха одного колеса достаточно чтобы полностью прокачать систему;

Но в этом есть один нюанс – давление, подаваемое в бачок должно быть не очень высоким (не более 1 атм). Иначе существует вероятность срыва крышки или повреждения бачка.

Прокачка тормозов описанными способами применима и для более современных моделей ВАЗ – 2114-2115, Приора, Калина. А все потому, что конструкция тормозов у них полностью идентична.

Особенности проведения работ на ВАЗ-2121 «Нива»

Что касается ВАЗ-21213 «Нива», то у этого авто есть свои особенности. И хоть система на этом авто – двухконтурная, но она отличается от остальных автомобилей ВАЗ.

На этом внедорожнике один контур объединяет все 4 тормозных механизма, а второй – только передних колес. Чтобы контуры были независимыми, на «Ниве» используется блочный суппорт впереди, к которому подходит два тормозных шланга, соответственно имеется и два штуцера для прокачки.

Прокачка тормозов на «Ниве» делается по такой последовательности: сначала выгоняется воздух из заднего правого механизма, затем из заднего левого. Далее прокачиваются общий контур на передних тормозах – сначала правый, потом левый (принцип удаленности колеса от главного цилиндра). При этом важно не попутать штуцера – верхний из них отвечает за общий контур, именно его и следует использовать.

Только потом прокачивается контур передних тормозов, для чего применяется нижний штуцер. Здесь уже последовательность прокачки роли не играет, можно начинать как с левого, так и с правого механизма.

А вот на Chevrolet-Niva такая конструкция тормозов не используется. Там установлена обычная диагональная двухконтурная система, поэтому последовательность прокачки идентична процессу на автомобилях ВАЗ-2108 и выше.

Видео на тему - как прокачать тормоза

Автомобили классического семейства ВАЗ (модели 2101 - 2107) оборудуются традиционной гидравлической тормозной системой с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. На всех моделях устанавливаются идентичные тормозные барабаны — об этих деталях, их назначении, устройстве, принципах работы и обслуживании пойдет речь в данной статье.

Тормоза ВАЗ «Классика» — устройство, особенности и работа

Автомобили ВАЗ «Классика» (модели с 2101 по 2107) оборудовались традиционной тормозной системой с гидравлическим приводом. Об этом типе тормозов мы неоднократно писали, поэтому здесь расскажем лишь об основных моментах. В данной системе усилие, необходимое для срабатывания установленных на колесах тормозных механизмов, создается с помощью главного тормозного цилиндра при нажатии водителем на педаль. Повышенное давление от главного цилиндра по магистралям передается к колесным цилиндрам, которые сдвигают (в дисковых тормозах) или раздвигают (в барабанных тормозах) колодки.

Колеса автомобилей ВАЗ-2101 - 2107 оснащаются двумя типами тормозных механизмов:

  • Современные дисковые тормоза — на передних колесах;
  • Классические барабанные тормоза — на задних колесах.

Оба этих механизма относятся к фрикционным тормозам, то есть — к тормозам, основанным на силе трения между подвижными и неподвижными деталями. Отличие дисковых и барабанных тормозов заключается в положении, форме взаимодействии этих деталей.

Но почему выбрано такое решение — разные типы тормозных механизмов на передней и задней оси? Причин здесь несколько. Во-первых, в то время (разработка автомобилей этого семейства велась в 1970-х годах) дисковые тормоза были еще редкостью, а, во-вторых, более привычные (хотя и менее эффективные) барабанные тормоза обеспечивали достаточную надежность торможения заднеприводного легкового автомобиля небольшой массы. Так что выбранное решение несколько снижало стоимость производства и обслуживания автомобиля.

Независимо от типа тормозного механизма, его привод осуществляется посредством установленных на колесах небольших гидравлических цилиндров. Рост давления в тормозной системе заставляет поршни (которые представляют собой цилиндры, вставленные в суппорты или в полые трубки) приводят колодки в движение, обеспечивая торможение. При понижении давления поршни под действием пружин возвращаются в исходное положение, растормаживая колеса.

Тормозная система ВАЗ «Классика» обладает высокой надежностью, так как она состоит из двух независимых гидравлических контуров, дублирующих друг друга. Такая схема обеспечивает работоспособность тормозов при неисправности одного из контуров, а выход из строя сразу двух контуров — ситуация маловероятная.

Устройство и принцип работы барабанных тормозов

Детали тормозного механизма заднего колеса:

1 — щит тормозного механизма;
2 — колесный цилиндр;
3 — верхняя стяжная пружина колодок;
4 — тормозная колодка;
5 — накладка колодки;
6 — тормозной барабан;
7 — установочный штифт;
8 — направляющая пружина;
9 — нижняя стяжная пружина

Тормоз барабанного типа состоит из двух основных частей:

  • Тормозной барабан ;
  • Тормозной механизм.

Тормозной барабан. Данная деталь вращается вместе с колесом, также играет роль корпуса для тормозного механизма. Барабан изготавливается из металла, на его внешней стороне имеются резьбовые отверстия для шпилек, с помощью которых устанавливается колесо.

Тормозной механизм. Он установлен на тормозном щите, который, в свою очередь, неподвижно фиксируется на ступице колеса. Механизм состоит из следующих основных деталей:

  • Тормозные колодки с фрикционными накладками;
  • Тормозной цилиндр двухстороннего действия (имеет два поршня, расположенных с противоположных сторон);
  • Стяжные пружины;
  • Трос привода стояночного тормоза;
  • Рычаг ручного привода тормозных колодок.

В данном механизме предусмотрено две колодки — передняя и задняя (свое название они получили по расположению относительно автомобиля), между ними в верхней части расположен тормозной цилиндр, также сверху и снизу колодки стягиваются пружинами. Здесь же находятся трос стояночного тормоза и ряд других деталей.

Принцип работы барабанных тормозов очень прост. Повышение давления тормозной жидкости, вызванное нажатием на педаль тормоза, заставляет раздвигаться поршни колесного тормозного цилиндра, которые, в свою очередь, раздвигают связанные с ними колодки. Колодки упираются в барабан, под действием поршня прижимаются к его внутренним стенкам, и останавливают вращение колеса. При понижении давления в системе усилие, создаваемое цилиндром, падает, и за счет стяжных пружин колодки отходят от барабана.

К тормозным барабанам предъявляются жесткие требования по надежности, прочности, геометрии, а также к коэффициенту трения внутренней поверхности. На сегодняшний день в автомобилях ВАЗ-2101 - 2107 применяются барабаны двух типов:

  • Чугунные барабаны;
  • Барабаны из алюминиевых сплавов с чугунной вставкой.

Именно в чугуне оптимально сочетаются и прочность, и надежность, и приемлемый коэффициент трения, а также низкая стоимость и простота в изготовлении. Однако этот металл довольно тяжел и хрупок, поэтому часто используются более легкие и прочные барабаны из алюминиевых сплавов (именно сплавов, так как чистый алюминий слишком мягок), но имеющие с внутренней стороны чугунную вставку, о которую трутся колодки.

Несмотря на то, что автомобили ВАЗ «Классика» сняты с производства (последняя «Семерка» ВАЗ-2107 сошла с конвейера еще в 2012 году), их все еще много на российских дорогах, поэтому ВАЗ и многие другие производители все еще изготавливают тормозные барабаны для них. Так что ремонт и обслуживание тормозов старых «Жигулей» в наше время не представляет проблем.

Обслуживание и ремонт тормозных барабанов ВАЗ «Классика»

Задние барабанные тормоза требуют регулярного обслуживания и ремонта, причем чаще всего это производится собственными силами. Потому что большинство владельцев ВАЗ «Классика» — это мужчины, представители старшего поколения и, напротив, молодые люди, которые привыкли сами ремонтировать свои машины.

Периодически необходимо производить проверку основных деталей тормозов:

  • Состояние внутренней поверхности барабана;
  • Состояние и толщина тормозных колодок (точнее — фрикционных накладок);
  • Состояние тормозного цилиндра;
  • Целостность и геометрия остальных компонентов.

Так как барабанные тормоза скрыты от глаз, для их обслуживания, диагностики и ремонта необходимо снять барабан. Производится это в следующем порядке:

  1. С помощью домкрата поднять заднюю часть автомобиля;
  2. Снять колесо;
  3. Открутить два крепежных болта;
  4. Вкрутить данные болты в технологические отверстия, добиться снятия барабана (болты при упоре вытолкнут барабан).

Теперь можно производить проверку основных компонентов либо дальнейшую разборку тормозного механизма.

Тормозные колодки. Они считаются работоспособными, пока толщина фрикционных накладок составляет 1,5 мм и более. В противном случае они подлежат замене. Также колодки необходимо заменить при обнаружении на накладках серьезных повреждений, борозд, каких-либо деформаций и т.д. При загрязнении колодок их необходимо очистить и промыть с применением растворителей.

Тормозной барабан. Номинальный внутренний диаметр барабана составляет 250 мм, при увеличении диаметра на 1 мм и более барабан подлежит замене. При обнаружении на внутренней поверхности барабана борозд, неровностей или иных неглубоких повреждений, его можно расточить, но с указанным выше допуском не более 1 мм. Большее увеличение внутреннего диаметра приводит к снижению прочности барабана, что чревато деформациями и его разрушением во время движения. Поэтому сегодня проще и дешевле заменить барабан новым.

Колесный тормозной цилиндр. Этот узел необходимо разобрать, почистить, проверить целостность каждой детали, а также убедиться, что на зеркальных поверхностях поршней и цилиндра отсутствуют борозды или шероховатости. При обнаружении повреждений поверхностей их можно зашлифовать, однако это может привести к изменению размеров деталей, что недопустимо. При сборе цилиндра необходимо установить новые уплотнители, а иногда и колпачки.

Особое внимание барабанным тормозам следует уделить в нескольких случаях:

  • Появление шума в колесах, особенно во время торможения автомобиля — это может происходить вследствие загрязнения тормозного механизма, а также из-за неравномерного или критического износа фрикционных накладок и барабана, поломке пружин и других элементов;
  • Неравномерность траектории движения машины при торможении — это обычно говорит об отказе колесного цилиндра, но иногда такое поведение автомобиля вызвано полным износом колодок одного колеса;
  • Повышенный уровень вибраций при торможении — это говорит либо о неравномерном, либо о полном износе колодок или барабана.

Во всех этих случаях необходимо произвести ремонт, так как неисправности и износ колодок и барабанов повышают опасность движения автомобиля.

При грамотном обслуживании и своевременной замене неисправных или выработавших свой ресурс деталей задние барабанные тормоза ВАЗ-2101 - 2107 будут служить надежно, обеспечивая вашу безопасность на протяжении долгих лет.