Интегральный алгоритм чтения. Технологии чтения

Чтение и мозг

Как вы уже знаете из курса школьной информатики, алгоритм - это совокупность каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения опре­деляет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Интегральным он называется потому, что его действие распространя­ется на весь текст в целом. В нашей прошлой беседе было показано, что ин­теллектуальная деятельность является одной из важнейших функций челове­ческого поведения. Реализацию всего многообразия проявления интеллекта обеспечивает, конечно, человеческий мозг. Пожалуй, ни один орган чело­веческого тела не изучается так давно, как мозг, а знаем мы о нем все еще так мало. Головной мозг человека компактен, обладает небольшой массой и по­разительно незначительным расходом энергии. Он содержит более 14 .млрд. нервных клеток и имеет среднюю массу 1,2 кг, его объем 1,5 дм 3 , а энергети­ческой мощности в электрическом эквиваленте он потребляет всего около 2,5 Вт. Это всего 3 лампочки карманного фонаря. Если сопоставить число активных нейронов головного мозга человека с общим числом логических элементов, содержащихся в современной ЭВМ (около 10 тыс.), то получим разницу в 1 млн. раз. В 1 см 3 мозга содержится более 10 млн. активных нейро­нов. Таким образом, человеческий мозг является наглядным примером реаль­ного существования наиболее эффективных и компактных методов микроми­ниатюризации в виде тонкопленочных структур. Но достоинства мозга заклю­чаются не только в архитектуре сверхплотной многослойной укладки нейро­нов. Пожалуй, самая удивительная особенность мозга - функциональные программы, по которым он работает. Живой мозг использует такие методы алгоритмизации вычислений и параллельной ассоциативной обработки инфор­мации, которые даже трудно себе представить.



Среди многих функций деятельности мозга для нас особенно интересна система программ извлечения значимой информации из окружающей среды. И именно здесь обнаруживается главная особенность живого организма - селективная адаптация, т. е. приспособляемость, которая делает наиболее очевидными преимущества человека перед современными ЭВМ. Информацию машине так или иначе подает человек в готовом виде. Мозг же человека поставлен совсем в другие условия: он вынужден самостоятельно извлекать значимую информацию из окружающей среды, например из текста., т. е. из системы, организация которой не всегда ему известна.

Надежным посредником и критерием рациональности действий орга­низма являются уровень автоматизма его движения и действия - так на­зываемые стереотипные акты поведения. При чтении текста они носят характер целенаправленных действий в замкнутой кибернетической системе.

Итак, переработке информации мозгом должно предшествовать ее извлечение из внешней среды. О способах решения мозгом этой исходной задачи сегодня известно еще очень мало. Что же именно?

Современная нейропсихология выделяет три основных функциональных блока, три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для лю­бого вида психической деятельности человека, в том числе и чтения (рис. 3).


Рис.3 Три функциональных блока мозга

Первый - биоэнергетический - блок тонуса обеспечивает бодрствование коры и расположен в глубинных, ранее других сформировавшихся отделах мозга. В первый блок входят верхние отделы ствола головного мозга, так на­зываемая ретикулярная формация, обеспечивающая тот уровень бодрствова­ния и активного внимания, без которого невозможна мозговая деятельность. Как показали многочисленные наблюдения, если опухоль или внутричерепное микрокровоизлияние затронет этот блок, у человека не нарушится ни восприя­тие, ни речь, ни мышление, но внимание, уровень бодрствования снизятся, изменится эмоциональная сфера в сторону ее обеднения. Зная особенности этого блока, выдающийся советский хирург академик Н. Н. Бурденко во время операций соответствующим воздействием на мозг искусственно вызы­вал сон у больного. Но механизмы главного функционального блока не только тонизируют кору больших полушарий, но и сами испытывают ее влияние. Таким образом, существует тесная органическая связь этого блока с высшими отделами коры головного мозга.

Второй функциональный блок мозга обеспечивает прием, переработку и хранение информации. Он состоит из аппаратов зрительной (находится в затылочной части мозга), речевой (лобная извилина), слуховой (височная область мозга) и общечувствительной областей (теменная область мозга). Именно этот блок выполняет большую часть процессов, связанных с чтением. Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции контроля протекающей деятельности. Есть основания полагать, что именно здесь находится командный пункт, управляющий высшими формами психической деятельности человека. Мы подчиняем процесс чтения определеной программе. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс склады­вается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала о определенной мозговой программе. Эта функция принадлежит лобным до-ям коры. Если они повреждены, у человека не создается никакого замысла дальнейших действий.

Какие же типы программ разрабатывает и реализует этот функциональный блок мозга? Как показал профессор Н. И. Жинкин, современные представления работе мозга как семантического, т. е. смыслового, устройства допускают существование нескольких видов биологического программирования.

Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании определенных программ умственной деятельности; определенных способов кодирования поступающей информации при ее обработке в человеческом мозге.

Мы ставим задачу повысить эффективность чтения, его продуктивность, производительность. Очевидно, что реальный путь решения - создание новых, более эффективных программ умственной деятельности, обучение новым, рациональным способам кодирования поступающей информации. Здесь можно выделить два этапа: количественный и качественный.

Как справиться с обработкой все возрастающих потоков информации? Как найти действительно нужное, полезное, самое ценное, отобрать необходимое в лавине поступающих сообщений? Эту задачу решает интегральный алгоритм чтения. Именно интегральный алгоритм чтения создает своеобраз­ный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Хотя он, безусловно, обеспечивает в какой-то степени и качественную обработку текста, все же основное его назначение - отобрать для последующей обработки значимую в данной ситуации информацию.

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет+пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться им алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на дней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют ому алгоритму. Те, например, кто имеет проездной билет, не задерживаются у кассы, а сразу проходят в середину вагона. У таких пассажиров свой алго­ритм действия. Это простой пример применения правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком процессе, как чтение? Оно организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алго­ритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые из­менения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Исполь­зование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые осо­бенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст - это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие меж­ду автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть осно­вание полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и програм­мы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сом­неваться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, та­кое чтение никакой пользы не приносит.

Это - пример неэффективной программы умственных действий или не­удачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель - известный советский психолог Д. Узнадзе. Психологи­ческая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется мно­гократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом слу­чае называется фиксированной. Она может стать бессознательным факто­ром регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступень­ки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявля­ется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два одинаковых шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллю­зия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает» реальную ситуацию.


Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в мет­рополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и под­нимает пассажиров. Другой эскалатор - неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координа­цию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг - неподвиж­ность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости.Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особен­ность человеческого восприятия - видеть не то, что показывают, а по при­вычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пуш­кина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть - девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.

Рис. 4. Психологический тест:

Девушка или старушка?

Кого вы увидели? Мы неодно­кратно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкуриру­ющими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает опреде­ленную систему привычек и навыков, которую затем легко использует авто­матически, без напряжения ума.


Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную после­довательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 5.

Рис. 5. Семь блоков интегрального алгоритма чтения

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение из текста фактов и их смыс­ловое усвоение. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному,- новым, а критически настроенному - спорным. Таким образом, оба эти блока пред­полагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе содержание каждого из них. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а боль­шая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по

интегральному алгоритму - организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками-бликами алгоритма.



Рис. 6. Две программы чтения: слева - медленное, справа - быстрое

В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается

Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме.

Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бес­цельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные пред­меты, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей по­добны именно такому покупателю, потерявшему записку - этот спаситель­ный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом техни­ки быстрого чтения. Как было показано в предыдущих беседах, основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умствен­ных действий.

На рис. 6 условно сопоставлены программы умственных действий двух

читателей: слева-читающего медленно, справа-читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последо­вательных программ умственных действий. Чтение из процесса хаотич­ного, неорганизованного становится процессом, подчиненным единой про­грамме - интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алго­ритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, пони­мание и запоминание прочитанного.

Быстрое чтение, в отличие от медленного, пассивного созерцания текста, заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обла­дают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя.

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседнев­ной жизни, большая часть - избыточная. Как отмечают лингвисты, тенден­ция к многословию, к изложению простых явлений в наукообразной терми­нологии не снижается.

Анализ этих явлений сделал специальный корреспондент «Известий» В. Сухачевский. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенно­го в большинстве географических зон земного шара семейства парно­копытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%.

Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту» таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократ­но говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисцип­линирует ум, заставляет и при составлении различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информационного взрыва дейст­вительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность порой бывает полезной.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения воору­жает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержа­тельной информации из любых текстов.

Все люди любят рассматривать достопримечательности. Это главная причина, по которой ежегодно на путешествия тратятся миллионы. Вспомни­те ваше последнее путешествие. Какие виды вы вспомните? Несомненно, немногие, наиболее примечательные. А все остальные стерлись из памяти. Теперь же, работая по алгоритму, вы научитесь приему «созерцание-обозре­ние» всего текста сразу. И еще необходимо знать, что существуют образцы инструмента, модели одежды, стиль письма. Каждый писатель, приступая к на­писанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют раз­ных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приемы. Если вы научитесь распознавать наи­более употребительные стили, а также освоите приемы обращения с ними, то вы существенно увеличите ваши читательские возможности. Это замеча­ние имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем теперь вы можете уже свободно ориентироваться в содержатель­ной части текста, вы уже можете видеть различие между полезным смыслом и бесполезным объемом. Для тренировки этого качества давайте выполним очередное задание.

Задание. Определите избыточность в следующих стихотворных при­мерах.

I
Нет, у него не лживый взгляд. Они правдиво говорят,
Его глаза не лгут. .. Что их владелец - плут...

Гол бес шел в лес,

Вдруг - стоп: жук в лоб!

Бес рад: влез в ад.

Формула для определения избыточности в процентах:

И =((Q-M)/Q)*100%,

где И - избыточность текста; Q - общее число слов в тексте; М - число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатия текста.

(Ответ см. в приложении 4.)

Затем вы можете выполнить аналогичные расчеты для текстов газетных, журнальных и т. п. Как вы убедитесь, большинство текстов имеет избыточ­ность, близкую к 75%.

Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соот­ветствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении есть два этапа: первый - осознание всех блоков алгоритма и следование им, и вто­рой - непроизвольное, автоматическое выполнение этих действий. Как пока­зывает опыт, эффективное решение этой двуединой задачи возможно с по­мощью специальных методических приемов: зрительного представления ин­тегрального алгоритма чтения и идеомоторной тренировки. Последний мето­дический прием взят из арсенала так называемых психотехнических игр, широко и эффективно используемых в современном спорте. Рассмотрим каж­дый из этих приемов отдельно.

Идеомоторная тренировка

Название упражнения происходит от греческого слова idea - «образ» и латинского motor - «приводящий в движение». Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Это явление было из­вестно еще И. П. Павлову, который в книге «Двадцатилетний опыт объектив­ного изучения ВНД (поведения) животных» писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, это не замечая, производите». Поскольку это понятие очень важно для последующей нашей работы, разберемся в нем подробнее.

Задание. Опыт с маятником. Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15-30 см и небольшого предмета, например ключа, привя­занного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями, как это показано на рис. 7. Если поставить локоть руки на стол и взять сво­бодный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились. Вот вы представили себе движение маятни­ка по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу (позиция 1). Вися­щий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите ко­нец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое Движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении (например, позиции 2, 3 или 4). Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.


Рис. 7. Опыт с маятником

У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен дви­гаться; у других эксперимент проходит лучше, если они представляют жела­тельное движение маятника с закрытыми глазами.

Этот опыт служит убедительным доказательством реального существо­вания идеомоторного акта - мысленно воображаемые образы вызывают

физические реакции организма, реализующие эти образы. Хотелось бы на­помнить читателям, что указанное явление лежит также в основе системы аутогенной тренировки, рекомендуемой нами для повышения эффективности занятий. Методы идеомоторной тренировки широко используются спортсменами, когда они мысленно представляют себе сложные комбинации движений, которые предстоит выполнить, и доводят их до совершенства.

Эффективность идеомоторной тренировки в значительной мере зависит от психологических особенностей. По способам ориентировки в пространстве людей можно условно разделить на два типа: зрительный и моторный. Ре­шающее значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго - мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди зрительного типа при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления. Они имеют некоторые преимущества в освоении техники быстрого чтения, поскольку роль воображения, представления здесь исключительно велика. Люди второго типа опираются на двигательную па­мять и воображаемые ощущения движений.

Для успешного освоения техники быстрого чтения развитие воображе­ния, наглядности, образных представлений чрезвычайно важно. Эту задачу и выполняют упражнения идеомоторной тренировки.

Упражнение 3.1.1. «Лабиринт»

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схе­му которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведо­мому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в ла­биринт,- «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемо­му лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сто­рону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мыслен­но выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь парт­нера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается но­вый лабиринт с большим количеством поворотов и т. д. Затем партнеры ме­няются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобла­дает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упраж­нения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, кото­рый, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобла­дает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить. где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь ла­биринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполня­ющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: «никаких возвратных движений». Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение».Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интеграль­ного алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предла­гаем еще одно простое упражнение для развития этого качества


Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение 3.1.2. «Чехарда»



Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пяти­клеточное поле (рис. 9) и четыре фишки, например шашечные - две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры - перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белы­ми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фиш­ка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

Рис. 9. Упражнение «Чехарда»

Интегральный алгоритм чтения - это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью. Следование этому алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения, повышая скорость освоения текста в несколько раз. Дифференциальный же алгоритм применяется к значительно меньшему объему текста, но позволяет достичь полного понимания прочитанного.

Чтение может быть представлено как следующие друг за другом действия мозга по обработке частей материала, содержащего информацию. Любое начинание требует определенного планирования, а следовательно, имеет алгоритмичную структуру. В процессе своей деятельности человек соблюдает правила, без которых эта деятельность будет неразумной. Последовательность этих правил представляет собой алгоритм. Поэтому перед тем как приступить к знакомству с текстом, необходимо определить вариант чтения. В результате исследований выделены пять способов чтения:

  1. Углубленное чтение.
  2. Собственно быстрое чтение.
  3. Выборочное чтение.
  4. Чтение-просмотр.
  5. Чтение-сканирование.

Углубленное чтение - это такой процесс, когда читатель изучает все тонкости, содержащиеся в тексте, и анализирует их. Углубленное чтение наиболее подходит для изучения какого-либо предмета. Читатель, опираясь на ранее полученную информацию и собственный опыт, перерабатывает текст критически, что дает возможность лучшего понимания замысла автора. Такой вид чтения способствует также более глубокому запоминанию текста, так как у читателя формируются определения более близкими ему языковыми средствами.

Быстрое чтение характеризуется тем, что при достаточном уровне владения этим методом, оно обладает всеми достоинствами углубленного чтения при большой скорости обработки информации.

Выборочное чтение является вариантом быстрого чтения. Оно подразумевает чтение фрагментов текста, которые представляют непосредственную ценность для читателя. Он видит весь текст, но пропускает те места, которые либо были изучены ранее, либо не несут полезной на данный момент информации. Такое чтение по скорости превосходит быстрое, так как углубленно изучаются только отдельные части текста. Выборочное чтение уместно при повторном изучении материала.

Чтение-просмотр полезно при определении ценности текста. Читатель должен получить представление о содержании в сжатые сроки.

Сканирование представляет собой вид чтения-просмотра. Объем информации, извлекаемой при таком чтении, крайне невелик. Это может быть отдельное слово, дата или цифра.

Таким образом, эффективным и быстрым чтение становится в том случае, когда все его виды используются читателем в рациональном сочетании. Поэтому нельзя отождествлять быстрое чтение с выборочным, что часто ошибочно делается неопытными читателями.

1. Интегральный алгоритм чтения

Интегральным этот алгоритм назван потому, что он применяется ко всему тексту. Текст является продуктом мыслительной деятельности человека. Чтение означает процесс общения автора и читателя. При этом действуют законы языка, на котором создан текст, и у читателя начинают действовать психические процессы по распознаванию языковой системы.

Такие действия требуют определенной организации. Интегральный алгоритм помогает решить эту задачу. Он является единым способом усвоения информации.

Блок-схема интегрального алгоритма чтения выглядит так:

  1. Наименование (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема.
  5. Фактографические данные.
  6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика.
  7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Интегральный алгоритм чтения - это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью.

Шестой и седьмой блоки содержат понятия «спорные материалы, их критическое осмысление», «новая информация». В процессе чтения использование этих блоков подразумевает наличие у читателя определенной базы знаний. Читатели могут иметь разную степень подготовки и предварительный опыт. Более подготовленному человеку излагаемый материал может показаться лишним, так как он ему уже хорошо известен. Обладающий же глубокими знаниями в данной области читатель может и не согласиться с автором.

Таким образом, по мере усложнения обрабатываемых по рекомендациям блоков информации включаются дополнительные возможности головного мозга по ее осмыслению, и в этом состоит творческий процесс чтения.

Блоки интегрального алгоритма помогают организовать память в виде специальных отделов, в которые поступает на хранение информация после ее анализа на соответствие тому или иному блоку. Творчески подходя к освоению навыков быстрого чтения, читатель и сам может создать модель интегрального алгоритма в виде изображения.

Чтобы применять эту модель на практике, необходимо соблюдать некоторые правила. Перед тем как погрузиться в изучение текста, нужно вызвать в памяти блоки алгоритма. Этим действием программируется автоматическая способность использования алгоритма в процессе чтения.

Первые три блока схемы алгоритма воспроизводятся памятью без особых усилий, поскольку они наименее информативны. Дальнейшее знакомство с текстом может принести информацию, которая по результатам осмысления отправится в четвертый блок. Такие данные могут содержаться, например, в предисловии книги. Конкретные сведения (имена, даты, результаты статистических исследований) составят фактографический материал пятого блока.

При чтении большое значение имеет способность критически воспринимать изложенные автором соображения. Такая информация является содержанием шестого блока. Неизвестные ранее читателю сведения, которые воспринимаются им как необходимые для своей деятельности, отправляются в седьмой блок.

После прочтения всего текста вновь нужно обратиться к мысленному воспроизведению рисунка схемы интегрального алгоритма. Это прием своеобразного повторения пройденного материала. Происходит более глубокое понимание смысла текста и более стойкое отражение в памяти.

При традиционном чтении несистемная обработка текста приводит к неполному его пониманию: читатель вновь вынужден обращаться к ранее прочитанным фрагментам. Следование алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения. Применение метода интегрального алгоритма чтения способствует, таким образом, повышению скорости освоения текста в несколько раз.

2. Дифференциальный алгоритм чтения

Быстрый метод чтения подразумевает не только скорость изучения текста, но и полное понимание прочитанного. Необходимые в этом навыки приобретаются упражнениями, разработанными с помощью дифференциального алгоритма чтения.

Интегральный алгоритм применяется ко всему тексту. Но для каждого фрагмента текста такой метод слишком громоздок, и потребуется слишком много времени, чтобы разработать свой алгоритм для каждой части.

Дифференциальный алгоритм решает эту задачу. Он представляет собой следующую парадигму:

выделение ключевых слов - выявление смысловых рядов - выявление цепи значений.

То есть его функция - разделение (дифференциация) текста на элементы.

Дифференциальный алгоритм имеет структуру, подобную структуре интегрального, но применяемую к значительно меньшему объему текста.

Применять его на практике можно следующим образом. Вначале внимание концентрируется на той части текста, которая представляется законченной по смыслу. В этом случае отмеченная часть может содержать в себе несколько абзацев. Затем происходит заполнение первого блока дифференциального алгоритма путем определения ключевых слов.

Выделенная лексическая единица описывает какой-либо предмет или явление, его характерные признаки. Служебные части речи не могут быть ключевыми словами. Также и местоимения употребляются только для обозначения уже выделенных в предыдущем тексте ключевых слов.

Выявленные ключевые слова помогают составить содержание второго блока, определяя смысловые ряды. Это такие ряды, которые образуются связанными друг с другом ключевыми словами и некоторыми второстепенными. Эти ряды являются золотым ядром печатного материала. В свою очередь, они делятся на именные, предикативные и фактографические.

Именные ряды несут номинативную функцию, то есть называют явление или объект. Вообще, смысловой ряд представляет собой сочетание двух слов. Примером именного ряда может служить сочетание «современный компьютер». Это сочетание может быть выделено из более сложной синтаксической единицы - «компьютер, обладающий в данное время наивысшими возможностями в скорости обработки информации и выдачи результата». Название описанному объекту дает вышеприведенный именной ряд.

Весь лексический материал текста преобразуется в смысловое ядро, занимающее гораздо меньший объем и, соответственно, требующий меньше времени для понимания.

Перед читателем стоит задача уяснить разницу между двумя вариантами сжатия текста. В одном случае в памяти фиксируются смысловые ряды в неизменной форме, в другом те же ряды представляют собой сочетания слов в нескольких синонимичных вариантах.

Таким образом, подготавливается основа не только для сжатия текста путем сокращения количества слов, но и для понимания прочитанного на качественно новом уровне. На этой стадии происходит заполнение третьего блока дифференциального алгоритма. Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов.

Освоение метода дифференциального алгоритма подобно упражнениям с интегральным алгоритмом. Вначале в памяти должно быть закреплено содержание блоков и порядок их расположения друг за другом.

Затем нужно подобрать две страницы текста научно-популярного жанра и приступить к неторопливому чтению, отмечая части по алгоритму. Выделенные связанные значения образуют фрагменты текста, которые несут основной смысл, заложенный в него автором. Это то, что называется доминантой. Доминанта перекодируется читателем в привычную ему систему языковых единиц.

Таким образом, достигается конечная цель изучения текста в полном масштабе.

Иpинa Oлeгoвнa Tюpинa - кандидат социологических наук, вeдущий научный сотpyдник Института социoлoгии Российской академии наук, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

Всем привет. Меня зовут Борис, уже несколько лет я увлекаюсь теорией обучения и запоминания - тем, как работает мозг с новой информацией. Сегодня я поделюсь своим способом читать книги.


Возможно вы слышали про алгоритм чтения книг, который позволяет сохранить в голове максимум информации. Про него мне рассказал тренер по скорочтению, а позднее я увидел этот алгоритм у Бюзана в книге «Супермышление».

Алгоритм для обычных книг

Всё очень просто:

  1. Читаем автора и название;
  2. Задаем вопросы, ответы на которые мы хотим найти в книге;
  3. Пролистываем: разглядываем картинки, цитаты;
  4. Читаем содержание, оглавление, аннотации;
  5. Читаем книгу (чем быстрее, тем лучше);
  6. Выделяем основную тему;
  7. Выделяем факты и новизну;
  8. Пролистываем книгу;
  9. Опционально: записываем в табличку в экселе, о чем книга, кто ее посоветовал, стоит ли перечитывать и почему.

Если через полгода нужно будет вспомнить, что было в той книге, ее можно будет просто пролистать - этого будет достаточно. Работает отлично с книгами по психологии, переговорам, маркетингу, etc.


Увы, читать таким способом книгу Дэвида Флэнэгэна «JavaScript. Подробное руководство, 6-е издание» или ng-book бессмысленно и бесполезно. В голове не останется ничего, а время потеряется. И вообще, техника скорочтения для подобных книг скорее вредна, чем полезна.


Когда-то я занимался по книжке "Learn Ruby the hard way" (когда она еще была бесплатной). Главный ее принцип в том, что вам нужно перепечатать 100 программ. Конечно, часть из них нужно улучшить, но главное - это перепечатать 100 листингов. В процессе перепечатки неизбежны ошибки. А в процессе поиска и исправления ошибок приходит понимание того, что собственно в программе делается. Чуть позже я посмотрел курс на Coursera про то, как правильно выстроить процесс собственного обучения, и постепенно у меня сформировался собственный алгоритм чтения технической литературы.

Алгоритм для технической литературы

Выглядит он так:

  1. Формулируем задачу, которую мы хотим решить, прочитав книгу;
  2. Начинаем читать медленно и внимательно, перепечатывая каждый из приведенных листингов;
  3. Регулярно - раз в полчаса-час - делаем паузу и вспоминаем, что именно мы делали предыдущий час;
  4. Заканчивая очередную тему, смотрим, достаточно ли мы узнали для того, чтобы решить задачу;
  5. Медленно, но верно дочитываем до конца;
  6. Еще раз вспоминаем, про что была книга;
  7. Пишем программу, используя максимум того, что было в книге.

Формулируем задачу, которую мы хотим решить, прочитав книгу


Мозг наш устроен таким образом, что гораздо лучше ищет и сохраняет информацию, если понимает, что и зачем он ищет. Задачи могут быть разными, но чем лучше вы представляете, что вам надо, тем эффективней будет чтение.



Ключевое слово «медленно» - не нужно торопиться, особенно если в этой теме вы еще ничего не понимаете или понимаете не все. Здесь принцип тот же, что и с книжкой по ruby: ручной труд порождает ошибки -> ошибки порождают задачи –> решение задач тренирует мозг и добавляет понимания.


Регулярно - раз в полчаса-час - делаем паузу и вспоминаем, что именно мы делали предыдущий час


Как ни странно, пауза в 5-10 минут позволяет мозгу структурировать информацию, а значит лучше ее сохранить и оперативней доставать, если понадобится.


Заканчивая очередную тему, смотрим, достаточно ли мы узнали для того, чтобы решить задачу



Медленно, но верно дочитываем до конца



Еще раз вспоминаем, про что была книга

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения » !

В дополнение к предыдущим способам конспектирования () приведу еще один. Он хорошо подойдет для сжатия и визуализации текста художественной книги, хотя в принципе может быть использован и для других типов книг.

Этот способ описан в книге Королевой Г.В «Технология эффективного чтения ». И хотя книга предназначена для учителей, но полезность ее распространяется на всех, работающих с текстовой информацией.

Я уже говорил, что образование должно закладывать навыки для последующего самообразования и саморазвития. И одна из таких практических технологий – алгоритм усвоения и визуализации мышления в виде логических схем.

Четкие последовательные действия из чтения, как хаотичного неорганизованного процесса становятся программой эффективного чтения. Пассивное созерцание текста превращается в активную работы с текстом.

Нужно лишь знать — какие действия и операции необходимо сделать в процессе чтения, чтобы сэкономить силы и время и качественнее усваивать информацию, а также дольше ее сохранять в памяти.

Сжать текст без потери смысла предлагается на основе алгоритмов эффективного чтения с применением интегрального и дифференциального алгоритмов. (авторы: Кузнецов, Хромов, Андреев).

Дифференциальный алгоритм чтения

Из дифференциального алгоритма используются:
— опорные слова (несут основную смысловую нагрузку),
— опорные сети (комбинация опорных слов и дополнительных слов, помогающих в сжатом виде понять содержание),
— смысловые доминанты (главная смысловая часть текста, которая может быть выражена своими словами, — это главная мысль текста).

Пример :

Опорная сеть : лев и медведь добыли мяса. Никто не уступал. Бились, ослабели. Лиса подхватила мясо и убежала.

Домината : если спорщики не уступают друг другу, то проигрывают оба.

Домината в данном случае носит моральную составляющую. Это чаще для художественных произведений. Для технических – доминанта более конкретна.
Причем доминанта или трактовка — всегда индивидуальна.

Интегральный алгоритм чтения

Из интегрального алгоритма используется графическая форма, состоящая из 7-ми блоков, что позволяет визуализировать содержание текста.

Семь блоков интегрального алгоритма :
1. Наименование.
2. Автор.
3. Герои.
4. События.
5. Новизна (чего раньше не знали).
6. Непонятное.
7. Идеи (что самое главное).

Идеи — это самостоятельно сформулированное главное из текста.

Резюме:
Найти в тексте нужное и важное, ценное – эту задачу решает дифференциальный алгоритм чтения.
Сохранить эту информацию поможет интегральный алгоритм чтения (интегральный поскольку распространяется на весь текст в целом).

Дифференциальный алгоритм защищает мозг от избыточной информации, а интегральный – помогает обработать выбранную информацию, структурировать ее и хранить в наглядно представленной форме.

Интегральный алгоритм представляется в зрительном образе. Для создания зрительного образа можно использовать некую фигуру, например звезду с количеством лучей, соответствующим числу героев книги.

Четыре героя Пять героев

Как вписать в этот зрительный образ все составляющие алгоритма?

Для этого вводятся условно графические обозначения соответствующих блоков.

Способов, методик и техник по развитию скорочтения очень много. Интегральный алгоритм чтения не исключение. В этой статье мы расскажем о интегральном алгоритме чтения.

Интегральный алгоритм чтения

Существует, так называемый «интегральный алгоритм чтения», иначе говоря последовательность знакомства с текстом.

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выходные данные.
  4. Тема, оглавление.
  5. Факты.
  6. Специфические особенности (графики, таблицы, картинки и т.д)
  7. Новизна и возможность практического использования информации.

Цель использования такого алгоритма состоит в том, чтобы извлечь из текста только ту информацию, которая отвечает (заполняет) блоки алгоритма.

Так мало времени, и так много хороших книг. Иногда его катастрофически не хватает даже на запланированные дела, не говоря уже даже о книгах. Да и сам процесс чтения хоть и увлекательный, но тоже отнимает время. Если у вас есть желание овладеть популярными и эффективными техниками скоростного чтения, с помощью которых вы научитесь буквально «проглатывать» даже самые большие книги, мы предлагаем несколько из них. приведенные в справочнике, не может изложить основную идею текста не может высказать свое отношение к тексту в свете не может применить э.

Если же человек по прочтении текста может

  • выделить факты из текста и запомнить их,
  • высказать критику по отношению к тексту,
  • объяснить как прочитанный текст соответствует его внутреннему представлению о затрагиваемом предмете,
  • перефразировать основную идею текста,
  • привести факты из собственного опыта, дополняющие текст,

В хороших учебниках обязательно встречается вступление, заключение, выводы, контрольные вопросы. Такая структура изложения материала позволяет проверить усвоение знаний. Составители учебников готовы из ложечки положить вам в рот знания.

Читая текст, очень важно разложить его по полочкам

  1. Название статьи Автор Выходные данные.
  2. Проблема.
  3. Факты.
  4. Особенности изложения.
  5. Вопросы к автору и критика
  6. Новизна и практическое использование

На начальном уровне освоения алгоритма обычно пропускают пункты - название книги, автора, выходные данные. Новичок пропускает эти пункты, поскольку считает, что не стоит тратить силы на мелочи, а стоит тратить время на запоминание сути. Смысл и факты - вот что важно - считают они.

Эффект скорочтения во многом зависит от того, на сколько читатель уже знаком с текстом или с автором текста. Перед чтением, происходит настройка на тон автора (торопливый, медленный, отрывочный, красочный). Эти предустановки дают богатую пищу для подсознания читателя и позволяют быстро схватывать текст.

Мы даем совет не сокращать алгоритм за счет названия и автора текста.

Семь блоков интегрального алгоритма чтения.

1. Наименование книги, статьи

3. Источник и его данные

4. Проблема

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала, критика

7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть - избыточная. Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объёма и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов. Работая по алгоритму, вы научитесь приёму "созерцание - обозрение" всего текста сразу. И ещё необходимо знать, что в жизни существуют образцы инструментов, модели одежды, стили письма. Каждый писатель, приступая к написанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют разных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приёмы. Если вы научитесь распознавать наиболее употребительные стили, то вы значительно увеличите свои читательские возможности. Это замечание имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем, вы теперь сможете уже свободно ориентироваться в содержательной части любого текста, вы ясно увидите различие между полезным смыслом и бесполезным объёмом.

О методике фоточтения

Фоточтение - это следующий эволюционный этап развития скорочтения. Фоточтение включает этапы быстрого чтения, однако этот вид чтения, так же включает и другие этапы, которые помогают лучше понять содержание текста, а так же понять какие выгоды следует извлечь читателю из текста.

Последовательность этапов при фоточтении:

  • Подготовка к вхождению в режим фоточтения - (необходимо, Освободить сознание от мыслей, расслабиться и войти в особое состояниепринять удобную позу).
  • Предварительный просмотр книги и уяснение цели фото-чтения . Необходимо понять структуру книги. На этом этапе необходимо прочитать заключение книги, первую страницу книги, оглавление, .
  • "Photoreading" . Книга просматривается со скоростью 1 секунда на разворот.
  • Скорочтение . На этом этапе читающий внимательно просматривает наиболее интересные моменты в тексте. Читатель составляет общее понимание о прочитанной книге, а также сформулировать вопросы к автору и книге в целом.
Во время фоточтения подсознание фотографирует образ книги в памяти.

Фоточтение - это не перелистывание книг, а нечто большее. Большинство видео роликов по теме фоточтения в интернете включают только один этап процесса фоточтения - перелистывание страниц. Преподаватель при этом говорит, что это и есть процесс фоточтения.

Обратите внимание, что после фоточтения требуется сформировать собственное отношение к прочитанному, а так же перечитать повторно некоторые моменты из фоточитаемого текста.

Особое внимание обратите на то, что перед фоточтением нужно особым подготовиться. Очистить мозг от навязчивых мыслей. Полностью сконцентрироваться на деле. Чем больше посторонних мыслей гуляет в голове, тем слабее подключается подсознание.

Настоящее скорочтение подразумевает как бы раскачивание на качелях - подсознание выбирает объект сосредоточения - а сознание углубленно читает полученную информацию. Поэтому, если подсознание занято посторонними мыслями, то ни о каком сто процентном его использовании не возможно говорить. Усовершенствования методики фоточтения:

  • Так же я рекомендую не только просматривать текст, но и читать фрагменты с нужными ключевыми словами. Такой способ чтения позволяет лучше настроиться на содержание книги и войти в творческий режим.
  • Я, как и многие методики фото-чтения предполагают просмотреть книгу несколько раз, а не один раз, как рекомендуется в классическом варианте.
Затруднения фоточитателей:
  • Истинное чтение состоит не в том, чтобы как можно быстрее прочитать книгу (эта цель тешит эго читателя), а в том, чтобы как можно с меньшими затратами справиться с затруднением. Если спешить при чтении, то фоточитатель упускает много важной информации.
  • Обычно начинающие не могут понять, как можно сканировать текст получать из него зерна знаний.
  • Читатель увлечен скоростью чтения, а не поиском смысла. Читатель спешит. Читатель не имеет четкой цели чтения.