Что такое круиз в автомобиле. Что такое круиз-контроль в автомобиле: разбираемся в деталях

17.10.2023 Сцепление

Многим водителям известно то, несколько неопределенное состояние, когда приходится долгое время ехать с одной скоростью на пустой или почти пустой дороге. Постепенно наступает какое-то чувство внутренней заторможенности и отупения, и при возникновении на дороге в этот момент неожиданного препятствия или помехи зачастую водитель не успевает правильно отреагировать на изменение условий движения. В такой ситуации очень полезным может оказаться адаптивный круиз-контроль.

Немного истории

Первая система, признанная в качестве круиз-контроля, появилась в Америке в середине прошлого столетия, что и не мудрено. Там попадаются достаточно протяженные, свободные от других автомашин участки дороги, на которых требуется двигаться с заданной скоростью. Фактически подобные условия надо признать идеальными для работы такого устройства как круиз-контроль.

Со временем оно совершенствовалось, принцип контроля скорости и поддержания, используемый на первых системах, получил дальнейшее развитие, в результате чего появился адаптивный круиз-контроль, установленный впервые на Mersedes-Benz в 1999 году.

А о чем вообще идет речь, для чего нужен круиз-контроль

О системе так называемого круиз-контроля. Его задача – в самом простом варианте, используемом еще на первых образцах подобной техники, – поддержание заданной водителем скорости движения. Как работает круиз контроль, понять достаточно просто. Для него характерным является то, что принцип работы совпадает с действиями водителя – устройство изменяет положение, в котором находится дроссельная заслонка при возникновении отклонений от установленного водителем режима движения.

Например, на подъеме, когда скорость замедляется, круиз-контроль дополнительно откроет дроссельную заслонку, а при спуске, наоборот, прикроет заслонку, снижая скорость. Положение дроссельной заслонки меняется по сигналам от электронного блока благодаря специальной механике системы привода.

Вопрос, а нужен ли круиз-контроль, если не считать провокационным, то он достаточно близок к этому. Конечно, подобное устройство не относится к категории обязательных и необходимых устройств автомобиля, таких как КПП или сцепление, вполне можно обойтись и без него, но он значительно облегчает труд водителя. Особенно это касается водителей грузовиков, которым приходится долго двигаться с одной и той же, порой достаточно невысокой, скоростью. В таких случаях задумываться о том, как пользоваться круиз-контролем, не стоит – водители задают требуемую скорость движения, а система ее поддерживает, тем самым облегчая труд водителя.

А вот задаться вопросом, нужен ли круиз-контроль в такой несколько примитивной, как описано выше, форме, будет вполне уместным. И на него уже получен своеобразный ответ – сейчас созданы новые системы, в том числе и адаптивный круиз-контроль, позволяющие реализовывать значительно больше функций при управлении автомашиной. Механике при этом приходится уступать свое место электронике.

Новые поколения, новые возможности и новые требования

Описанный ранее круиз- контроль, так называемый пассивный, предоставляет водителю ограниченный перечень дополнительных возможностей. Занимаясь усовершенствованием этой системы, различные автопроизводители создали свои варианты их реализации.
Из них можно отметить такие:

  1. Radar Cruise Control – производства Toyota;
  2. Preview Distance Control – производства Mitsubishi;
  3. Distronic – Mercedes-Benz;
  4. Adaptive Cruise Control – Volksvagen, Audi, Honda.

Эти системы уже представляют следующее поколение – адаптивный круиз-контроль. Его характерной особенностью является то, что это не пассивный, а активный круиз-контроль. С его помощью можно не только поддерживать и контролировать заданную скорость – под его управлением автомобиль самостоятельно тормозит и разгоняется.
Для выполнения таких функций адаптивный круиз-контроль включает в свой состав:

  • датчик, используемый для контроля скорости и расстояния;
  • электронный контроллер управления;
  • устройства, исполняющие требуемые команды, поступающие от контроллера.

Чтобы понять, для чего нужен и как работает интеллектуальный круиз-контроль, достаточно посмотреть на приведенный ниже рисунок:


В данном случае контролируется не только скорость, но и расстояние между движущимися автомобилями, для чего активный круиз-контроль идущей сзади машины облучает передний автомобиль и по отраженному сигналу устанавливает, какое между ними расстояние. Если оно уменьшается, то второй автомобиль начинает сбрасывать свою скорость, если увеличивается, то он разгоняется, оставаясь в пределах установленной водителем скорости.
Активный круиз-контроль может оснащаться двумя типами датчиков:

  1. лазерным;
  2. радаром.

Лазерный датчик является более дешевым, но его эффективность зависит от внешних условий, туман или дождь отрицательно сказываются на его работе. Таким влияниям не подвержен радарный, но его цена выше.

Что он ещё может

Стоит коснуться дополнительных возможностей, которые обеспечивает круиз-контроль. Кроме определения дистанции между автомобилями, рассчитываемой по времени запаздывания отраженного сигнала, система способна определить скорость автомобиля, идущего впереди, для чего используется изменение частоты отраженного сигнала согласно эффекту Доплера.


Динамический контроль – отслеживание параметров движения идущего впереди автомобиля, дополняется еще контролем его положения на дороге, т.е. расположением передней машины относительно задней на дороге.

Как пользоваться круиз контролем

Общепринято, что управление круиз-контролем осуществляется с помощью подрулевого переключателя.
В качестве примера ниже на рисунках показаны эти органы управления:


При организации такой системы управления становится интуитивно понятным, как пользоваться круиз-контролем. Первоначально необходимо включить систему. Затем, по мере начала движения, когда достигнута желаемая скорость (в диапазоне от тридцати до двухсот км), она вводится в память системы и будет поддерживаться. Необходимая дистанция задается перемещением соответствующего ползунка. Все установленные параметры движения для контроля водителем отображаются на панели приборов, а также дополнительных индикаторах в виде светящихся светодиодов и специальных пиктограмм.

Значение установленной скорости можно увеличивать/уменьшать переключателем. Приведенных данных о том, как пользоваться круиз-контролем, достаточно для задания безопасных условий движения автомобиля благодаря прекрасно продуманной системе управления.

Хотя круиз-контроль к обязательным элементам оснащения автомобиля и не относится, он вносит свой вклад в повышение уровня безопасности движения и обеспечение дополнительного комфорта при управлении автомашиной.

Круиз-контроль - это система автоматического поддержания заданной скорости. Пользоваться круиз-контролем можно на скорости приблизительно от 40 км/ч и выше.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

  • Если двигаться с постоянной скоростью не требуется, в целях безопасности отключайте круиз-контроль.
  • Не рекомендуется пользоваться круиз-контролем, когда условия движения не позволяют поддерживать постоянную скорость, например в плотном транспортном потоке, на извилистых, обледенелых, заснеженных, влажных или скользких дорогах, а также на крутых спусках.
  • На автомобилях с М/Т не включайте нейтральную передачу (положение N) при движении на заданной скорости, не нажимая на педаль сцепления. Обороты двигателя увеличатся, и двигатель может быть поврежден.

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Круиз-контроль может оказаться не в состоянии поддерживать постоянную скорость на подъеме или спуске.
  • При движении на крутом подъеме скорость движения может снизиться. Для поддержания заданной скорости можно нажать на педаль акселератора.
  • На крутом спуске скорость может превысить заданную. Для регулировки скорости может потребоваться нажать на педаль тормоза. В результате система круиз-контроля отключится.

Кнопки управления круиз-контролем.

А - кнопка ON OFF .

Используется для включения и выключения круиз-контроля.

В - кнопка COAST SET .

Используется для уменьшения заданного значения скорости, а также для установки постоянной скорости движения.

С -кнопка АСС RES .
Используется для увеличения заданного значения скорости, а также для возврата к исходному значению скорости движения.
D - кнопка CANCEL .
Используется для отключения режима движения с постоянной скоростью.

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Старайтесь не допускать ошибок при пользовании кнопками круиз-контроля. При одновременном нажатии двух и более кнопок система круиз-контроля может отключиться автоматически.
Включение круиз-контроля .

1 . При включенном зажигании нажмите кнопку ON OFF (А ) для включения круиз-контроля. При этом загорится контрольная лампа CRUISE на панели приборов.


ПРИМЕЧАНИЕ
  • Если круиз-контроль включен в тот момент, когда ключ в замке зажигания находится в положении LOCK или АСС, круиз- контроль включится автоматически при следующем запуске двигателя. При этом также включится контрольная лампа круиз-контроля CRUISE.
  • При недостаточном напряжении аккумуляторной батареи информация о состоянии круиз-контроля стирается из памяти. В результате при запуске двигателя контрольная лампа круиз- контроля CRUISE может не включиться.

В этом случае нажмите кнопку ON OFF еще раз, чтобы включить круиз-контроль.

2 . Двигаясь с желаемой скоростью, нажмите кнопку COAST SET (В ) при горящей контрольной лампе CRUISE. Автомобиль будет двигаться на заданной скорости.

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Постоянная скорость движения задается в момент отпускания кнопки COAST SET

Повышение заданной скорости движения
Повысить скорость движения можно двумя способами:
Нажатием кнопки АСС RES.

АСС RES (С ) и удерживайте ее; скорость движения будет постепенно увеличиваться. При достижении требуемой скорости отпустите кнопку. В память будет введена новая скорость движения.

Для незначительного повышения скорости нажмите кнопку АСС RES АСС RES скорость будет увеличиваться примерно на 1,6 км/ч.
С помощью педали акселератора.

Двигаясь на заданной скорости, нажмите педаль акселератора и увеличьте скорость движения до желаемой; затем быстро нажмите и отпустите кнопку COAST SET (В ), чтобы ввести в память системы новое значение скорости.

Снижение заданной скорости движения
Снизить скорость движения можно двумя способами:

Нажатием кнопки COAST SET.

Двигаясь с заданной скоростью, нажмите кнопку COAST SET (В ) и удерживайте ее; скорость движения будет постепенно уменьшаться. При достижении требуемой скорости отпустите кнопку. В память будет введена новая скорость движения.

Для незначительного снижения скорости нажмите кнопку COAST SET и отпустите ее менее чем через 1 секунду. При каждом нажатии на кнопку COAST SET скорость будет уменьшаться примерно на 1,6 км/ч.

С помощью педали тормоза.

Двигаясь на заданной скорости, нажмите педаль тормоза (при этом круиз-контроль отключается), снизьте скорость до требуемой и кратким нажатием кнопки COAST SET (В ) установите новую заданную скорость.


Временное увеличение или снижение скорости .

Временное увеличение скорости .

Нажмите на педаль акселератора, как в обычном режиме. После отпускания педали акселератора скорость движения вернется к ранее установленному уровню.

ПРИМЕЧАНИЕ

Временное снижение скорости.

Нажмите на педаль тормоза, чтобы снизить скорость. Чтобы вернуться к прежней скорости движения, нажмите кнопку АСС RES (С ).
См, раздел

Отключение круиз-контроля

Отключить круиз-контроль можно следующим образом:

  • Нажмите кнопку ON OFF (А ) (круиз-контроль будет отключен).
  • Нажмите кнопку CANCEL (D ).
  • Нажмите на педаль тормоза.

Круиз-контроль автоматически отключается в следующих случаях:

  • При нажатии на педаль сцепления (на автомобилях с М/Т).
  • При снижении скорости на подъеме и т. п. более чем на 15 км/ч относительно установленного значения (кроме автомобилей с двигателями 2000).
  • При скорости движения менее 40 км/ч.
  • Когда включается динамическая система курсовой устойчивости (ASC) (если имеется).См. раздел «Динамическая система курсовой устойчивости (ASC)».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

  • Несмотря на то, что на автомобилях, оснащенных А/Т или CVT, круиз-контроль отключается при переводе рычага селектора в положение N (нейтральная передача), переводить рычаг селектора в это положение во время движения запрещается. При этом будет невозможно торможение двигателем, что может стать причиной серьезной аварии.

Кроме того, круиз-контроль отключается в следующем случае:

  • Если обороты двигателя увеличатся настолько, что стрелка тахометра перейдет в красную зону шкалы.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

  • Если круиз-контроль отключается автоматически в ситуациях, отличных от описанных выше, возможно, в системе произошла неисправность.

Отключите круиз-контроль с помощью кнопки ON OFF, затем обратитесь для проверки автомобиля в авторизованный сервисный центр MITSUBISHI MOTORS.

Восстановление заданной скорости движения.

Если круиз-контроль был отключен одним из способов, описанных в разделе «Отключение круиз-контроля» на стр. 4-75, восстановить заданную скорость движения можно, нажав кнопку АСС RES (С ) на скорости не ниже 40 км/ч.

Однако при выполнении одного из следующих условий восстановить заданную скорость движения с помощью данной кнопки будет невозможно. Повторно задать скорость необходимо в следующих случаях:

  • Была нажата кнопка ON OFF .
  • Было выключено зажигание.
  • Контрольная лампа CRUISЕ выключилась.
Круиз-контроль это устройство, которое управляет скоростью движения автомобиля. Устанавливается на автомобили c любой трансмиссией (МКПП и АКПП).
Есть два типа круиз-контроля - Пассивный и Адаптивный.

Пассивный Круиз-контроль (PCC) поддерживает постоянную скорость движения автомобиля (заданную водителем). Очень удобен в дальних поездках, когда нога устаёт постоянно держать педаль газа. Заданная скорость остаётся неизменной, пока водитель не меняет её сам, нажимая на тормоз или педаль газа (например при обгоне другого автомобиля или при вынужденном торможении).
В этом случае Круиз-контроль отключается, но как только водитель отпускает педаль тормоза или газа, опять устанавливает заданную скорость и поддерживает её до следующего «вмешательства» водителя. Менять настройки Круиз-контроля можно и во время движения.

Адаптивный круиз-контроль (ACC - Adaptive Cruise Control) представляет собой продвинутую версию пассивного круиз-контроля. ACC не позволяет приближаться к впереди идущему автомобилю на заданном расстоянии. Если впереди идущий автомобиль снижает скорость, АСС включает тормозную систему. Работа ACC очень сильно напоминает работу системы City Safety , с той лишь разницей, что City Safety работает на скорости до 30 км/ч. В отличие от пассивного, адаптивный круиз контроль зависит от работы тормозных систем безопасности ABS и ESP. Если какая-любо из этих систем неисправна - АСС отключается, предупреждая водителя сигналом на дисплее.

Существует два вида адаптивного круиз контроля - лазерные и радарные. Лазерные наиболее доступные по цене, но имеют существенный недостаток: лазер теряет свои свойства в плохую погоду и плохо «видит» грязный автомобиль. Радарный тип ACC гораздо дороже и соответственно намного эффективнее, поэтому устанавливается он пока только на автомобили представительского класса и дорогие спортивные Однако целиком доверять ACC не стоит. Бывают случаи, когда ACC может ошибочно определить наличие впереди идущего автомобиля, поэтому водитель всегда должен внимательно следить за дорогой.

Когда появился первый Круиз-контроль.

Первый автомобиль, оснащённый этой системой появился в 1958 году. Это был Chrysler Imperial. Система, примененная на этом автомобиле, считывала скорость вращения корданного вала и через соленоид контролировала подачу топлива в камеру сгорания. Позже стали появляться системы, которые контролировали подачу топлива измеряя скорость вращения колёс, считывая показания спидометра
или уровень оборотов двигателя.

Адаптивный Круиз контроль появился гораздо позже - в 1999 году на автомобилях Mersedes-Bens. В 2006 году появился так назывемый Full Adaptive Cruise Control, способный полностью «привязать» Ваш автомобиль к впередиидущему, т.е. эта система способна сама остановить и разогнать автомобиль до скорости впередиидущего автомобиля.

По материалам сайта

Система круиз-контроля (другое название «автодрайв» или «автоспид») - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для постоянного поддержания скорости автомобилем на определенном участке дороги. Хотя у некоторых автовладельцев возникают сложности с ее эксплуатацией, на самом деле настраивать это устройство не составляет сложностей.

Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части комплекса. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике Cruise Control System, а также другие полезные сведения.

Что такое круиз-контроль в автомобиле

Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения . То есть, устройство предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Cruise Control System устанавливают на автомобили как с , так и с коробкой передач.

Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и . Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет авто, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5% .

Также современные Cruise Control System выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200...220 км/ч.

Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда авто двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает Cruise Control, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.

Схема работы электронного круиз-контроля

Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.

Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.

Если Cruise Control установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.

Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный Cruise Control, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.

В настоящее время у водителей есть возможность купить Cruise Control System отдельно. Его установку можно произвести самостоятельно. Важно не забыть прописать его функционал в ЭБУ.

Типы круиз-контролей

Существует два основных вида круиз-контроля - пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип - это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.

Пассивный Cruise Control отключается в то время, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Однако эти настройки можно изменить. Подробную информацию вы найдете в мануале.

Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль . Что это такое? Это комплекс, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).

По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа - лазерные и радарные . Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые - радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазер плохо работает в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).

Индикатор АСС

Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал Cruise Control System о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля . Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На Toyota и Lexus аналогичный датчик использует комплекс предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.

Расстояние, на котором работает система - 200 метров, а диапазон скоростей 40...210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Устройство может полностью остановить авто в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.

Имеющаяся функция помощи при торможении предупреждает водителя об опасности даже в том случае, если адаптивный круиз-контроль отключен.

Работа АСС

Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1...2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом комплексу на важно, насколько авто загружено или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).

Адаптивный Cruise Control всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля - ABS (антиблокировочной) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.

Помните, что круиз-контроль не предназначен для движения в сложных условиях (в том числе, в городе). Его необходимо включать лишь на загородных трассах, где немного машин, или все они едут приблизительно с одной скоростью. Это касается и адаптивного круиз-контроля.

Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.

Варианты расположения органов управления круиз-контролем

Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос - как включить круиз-контроль ? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:

Значок КК на приборной панели

  • необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства Cruise Control System минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
  • активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
  • ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/-” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
  • после этого машина перейдет в режим Cruise Control, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
  • если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “-”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1...2 км/ч, зависит от авто).

В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.

Пример надписей на кнопках: On - включение системы, Off - выключение системы, Set Accel - установка режима/увеличение скорости, Resume - восстановление запомненной ранее скорости, Coast - снижение скорости.

Как пользоваться круиз-контролем

Управление круиз-контролем на Тойота Королла

Как отключить круиз-контроль , зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.

В условиях плохой видимости, сильного дождя, снега, мокрой дороги, ее оледенения и прочих неудобствах пользоваться круиз-контролем категорически не рекомендуется!

Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).

Марка Модели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение)
Киа Рио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул
Форд Фокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт
Хендай Крета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната
Тойота Королла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер
Рено Меган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу
Лада Веста, Гранта, Х Рей, Калина
Опель Астра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка
Ниссан Кашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена
Пежо 307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207
Мазда 3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ
Шкода Октавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти

Как проверить круиз-контроль

Что же делать, если не включается круиз-контроль ? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.

Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:

Тросы управления КК

  • целостность предохранителя, отвечающего за работу системы (находится или в стандартном блоке предохранителей или под капотом в коробочке с надписью FUSE BOX);
  • приходит ли вакуум при заведенном двигателе на вакуумник (если система имеет его, как правило, для этого используется тонкая трубка);
  • герметичность трубки, идущей от вакуумника на (нужна для отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, сбрасывает вакуум), это можно сделать путем ее отсоединения и выкачивания воздуха, если диафрагма не держит, значит вакуум уходит;
  • целостность проводов, идущих к кнопкам или рычагу управления КК (прозвонить их и осмотреть визуально);
  • контакты на органах управления (кнопках или рычагах, выполните их профилактический осмотр - чистку и смазывание);
  • исправность концевого выключателя на педали тормоза;
  • исправность вакуумного насоса.

По статистике, самыми частыми проблемами, связанными с управлением круиз-контролем, являются механическое повреждение изоляции проводов, а также утечка вакуума.

В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:

  • включить зажигание автомобиля;
  • активировать Cruise Control нажатием кнопки ON;
  • если индикаторная лампочка на приборной доске засветилась - продолжаем дальнейшие действия, в противном случае лампочку необходимо заменить;
  • нажать на кнопку Resume Accel на время 3 секунды;
  • если поломок нет, то упомянутая выше лампочка индикатора должна включиться на 3 секунды, после чего погаснуть на 2 секунды;
  • в случае, если в системе есть ошибки, то индикатор будет выдавать световые коды ошибок, о которых мы поговорим далее;
  • чтобы сбросить режим самодиагностики, необходимо разогнаться на машине до скорости в 16 км/ч, либо просто отключить Cruise Control System путем нажатия на кнопку OFF.

Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.

Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:

  • Ошибка 01 . Проблемы с проводкой, ведущей к актуатору, выключателю стоп-сигналов или датчика нажатия тормоза круиз-контроля. В первую очередь проверьте актуатор.
  • Ошибка 05 . Проблемы с предохранителем круиз-контроля Stop или проводкой между предохранителем и системой КК.
  • Ошибка 07 . Неисправен датчик нажатия тормоза или выключателя стоп-сигнала.
  • Ошибка 11 . Проблемы с переключателем Cruise Control.
  • Ошибка 12 . Аналогично
  • Ошибка 15 . Проблемы с центральным блоком КК.
  • Ошибка 21 . Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 21 высвечивается, нажмите кнопку Resume Accel.
  • Ошибка 22 . Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 22 высвечивается, проверьте переключатели КК.
  • Ошибка 31 . Нажмите педаль тормоза. Если код 31 высвечивается, проверьте датчик нажатия тормоза КК и выключатель стоп-сигналов.
  • Ошибка 35 (для машины с АКПП). Включите зажигание. Переключите селектор в положение P или N. Если код 35 высвечивается, проверьте переключатель в селекторе передач.
  • Ошибка 35 (для машины с МКПП). Включите зажигание. Нажмите педаль сцепления. Переключите трансмиссию в нейтральное положение. Если код 35 высвечивается, проверьте датчик нажатия педали сцепления или датчик нейтральной передачи.
  • Ошибка 37 . Двигайтесь на автомобиле со скоростью 40 км/час или более. Если код 37 высвечивается, проверьте датчик скорости и его цепи.

В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.

Итоги

Система КК в продаже

Круиз-контроль - удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно , особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение.

После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь Cruise Control в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.

Сегодня рынок программных средств насыщен приборами, повышающими показатели комфорта и безопасности во время езды на автомобиле. У числу таких средств относится система круиз-контроля.

Что такое круиз контроль в машине и зачем он нужен

В основе работы круиз-контроля лежит воздействие на дроссельный клапан через пневматический привод. Регулируя поступление воздуха в двигатель, клапан ограничивает мощность мотора и скорость. Основная часть устройства представлена в виде миниатюрного компьютера, размещенного под капотом или за панелью приборов. С помощью сенсоров компьютер подключен к дроссельному контролю, что позволяет устройству регулировать скорость автомобиля, когда во время спусков и подъемов меняется нагрузка на двигатель.

Круиз-контроль незаменим во время поездок на длительные расстояния, когда от водителя требуется напряженное внимание. Успешная работа устройства возможна, если вы двигаетесь по трассе с гладким дорожным покрытием. В условиях города, где скорость движения непостоянная, ожидаемого результата круиз-контроль не принесет.

Помимо регулировки скорости транспортного средства, круиз-контроль имеет и другие функции. Так устройство способно уменьшать/увеличивать скорость авто одним нажатием кнопки. Круиз-контроль сконструирован таким образом, чтобы обеспечить водителю безопасность. Так система круиз-контроля отключается при снижении скорости авто до 40 км/ч или при нажатии на педаль тормоза.

На рынке присутствуют два вида круиз-контроля: адаптивный и пассивный. Круиз-контроль пассивный сохраняет скорость движения, заданную водителем. Адаптивный круиз-контроль — устройство, следящее за скоростью идущего впереди автомобиля и корректирующего скорость авто таким образом, чтобы между транспортными средствами дистанция оставалась неизменной. Адаптивные системы круиз-контроля могут быть лазерными и радарными.

Плюсы, минусы и цена

Преимущества:

  1. Круиз-контроль избавляет водителя от необходимости непрестанно регулировать скорость. В машине, оборудованной круиз-контролем, ноги перестают болеть и отекать во время продолжительных поездок.
  2. При движении автомобиля с постоянной скоростью топливо расходуется экономичнее, чем при движении с переменной скоростью.
  3. Адаптивный круиз-контроль наравне с ABS и ESP обеспечивает безопасность водителю и его пассажирам.

Недостатки:

  1. При выходе из строя даже одного компонента устройство может повести себя неадекватно. Например, резко затормозить автомобиль и спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
  2. Водитель, доверившийся круиз-контролю, расслабляется и перестает следить за дорогой, рискуя пропустить опасный момент и попасть в аварию.
  3. В городских условиях толк от круиз-контроля небольшой. Во-первых, пользоваться им при постоянно меняющихся скоростях неудобно. Во-вторых, в мегаполисах человек большую часть времени проводит в пробках, где скорость движения редко превышает 40 км/ч.

Цена устройства зависит от типа системы (адаптивной/пассивной), производителя, количества функций, марки автомобиля и т.д. Если вы планируете покупку адаптивной системы, помните что устройства, оснащенные лазером, стоят дешевле устройств, оснащенных радаром. При этом следует помнить: лазер бесполезен в неблагоприятных погодных условиях, а грязный автомобиль вовсе не воспринимается лазерной системой.

Средняя стоимость круиз-контроля – 10-20 тысяч рублей. Планируя приобретение круиз-контроля, помните, что часть бюджета вам придется потратить на установку системы. Стоимость услуги зависит от автосервиса, а также от сложности и продолжительности работ на каждом этапе установки.

Важные особенности

В условиях частых подъемов и спусков система круиз-контроля может повести себя непредсказуемо: при подъеме возможно снижение скорости, а при спуске торможения может оказаться недостаточно, и водителю придется самостоятельно снижать скорость путем нажатия на педаль тормоза. Поведение системы в условиях подъемов и спусков зависит от трех факторов: крутизна спуска/подъема, крутизна дороги, заданная скорость.

Производители устройств не советуют пользоваться круиз-контролем в неблагоприятных погодных условиях (снег, туман, сильный ветер, дождь, морось), а также на мокрой скользкой или обледенелой дороге.

  • Круиз-контроль оснащен пятью кнопками: Off (выключить), On (включить), Resume (восстановить), Set/Accel (установить/увеличить), Coast (уменьшить). Нажав на клавишу On, вы активируете устройство. После того как, нажав на педаль газа, вы наберете нужную скорость, нажмите и отпустите кнопку Set. Так вы зададите скорость, которую автомобиль будет удерживать на протяжении пути.
  • Для увеличения скорости повторно нажмите на кнопку Set, для уменьшения – задействую кнопку Coast. Если во время обгона вы удерживали педаль газа для увеличения скорости, вернуться к прежней скорости вам поможет кнопка Resume.
  • Не давите на газ, если устройство активировано. Уберите ногу с акселератора, но продолжайте наблюдать за ситуацией на дороге.

Круиз контроль на ладу гранта — вполне реальная опция. Смотрите на видео, насколько хорошо он работает.

Итог

Круиз-контроль – принципиально новое слово в обеспечении безопасности и комфорта водителя при езде на дальние расстояния. Вы по достоинству оцените это преимущество, однако помните, что даже самая совершенная система может ошибиться.