Разболтовка колес на автомобилях ваз, сверловка дисков. Измерение параметров диска Разболтовка колесных дисков форд мондео 1

С послевоенных лет и до начала девяностых у владельцев отечественных автомобилей, совершенно не болела голова, какой колесный диск использовать на своей машине. Был москвичевский с пятью «дырками», запорожский - с огромным центральным отверстием, - с четырьмя, и большой (аж 14-дюймовый) волговский. Еще с пятью отверстиями был огромный, 16-дюймовый диск Нивы, но он, как ни странно, заменялся отдельными любителями на волговский. Теперь же разнообразие колесных дисков таково, что порой без каталога или всезнающего интернета не обойдешься.

Но рассмотрим все по порядку: какими характеристиками при выборе можно немного «поиграть» и какие требования следует соблюсти непременно.

Вначале о центре

Обычно рассказ о колесных дисках начинают с диаметра, ширины и внешнего вида. Хотя, подбирая диск, прежде всего надо оценить, удастся ли его прикрутить к автомобилю.

Наиболее важными являются следующие параметры:

  • количество отверстий под шпильки или болты;
  • диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены;
  • диаметр центрального отверстия в диске (DIA);
  • вылет диска.

Теперь рассмотрим эти параметры подробнее. Сразу отметим, что первые два должны совпадать с рекомендованными заводом-изготовителем неукоснительно.

Центральное отверстие по диаметру может быть равно родному или быть несколько больше. Продавцы в таких случаях обычно предлагают специальные кольца, компенсирующие разницу в диаметрах.

Международное обозначение ET - от немецкого слова Einpresstiefe. Чем меньше вылет, тем больше колея автомобиля. Колесо при этом выступает из колесной арки автомобиля. Существуют колеса и с отрицательным вылетом.

Вылет - один из важнейших показателей колеса, влияющих на устойчивость и управляемость автомобиля. При уменьшенном вылете, на «широко» расставленных колесах, существенно возрастают усилие на рулевом колесе, а также нагрузка на подшипники ступиц. Колесо с увеличенным вылетом смещено вглубь колесной арки и может при поворотах или больших ходах подвески задевать за элементы автомобиля, что приведет к повреждениям. При подборе не рекомендуется отклоняться от величины штатного вылета более чем на 3–5 мм в ту или другую сторону.

Диаметр и ширина

Диаметр обода обычно указывается в дюймах. Он должен соответствовать посадочному диаметру шины.

Ширина обода - расстояние между его закраинами. Обычно она также указывается в дюймах, хотя ширину шины производители дают в миллиметрах. Современная тенденция - увеличение ширины ободьев колес и, соответственно, шин.

Эти два параметра (диаметр и ширину) народ любит подвергать тюнингу. Чаще всего стремятся всеми силами увеличить посадочный диаметр и ширину диска. При этом шина, чтобы уместиться в колесной арке, становится низкопрофильной, что греет многим душу. Но при этом не следует забывать о ГОСТе на глубину ям на наших дорогах - есть такой документ! Яма до 5 см глубиной и с острой кромкой вполне имеет право на существование. И никого не накажут, если вы повредите в ней свой автомобиль. А теперь представьте себе, что будет с низкопрофильной резиной в такой, даже «гостовской» яме. Например, при штатных дисках автомобилей Hyundai диаметром 15 и 16 дюймов владельцы исхитряются ставить на Solaris… 18-дюймовые! Например, при покрышке размерностью 215/35 R18 такое решение обеспечивает зазор всего 75 мм между посадочной поверхностью шины и дорогой. Такая покрышка, вероятнее всего, пострадает (можно пробить борт) даже в «разрешенной» яме.

Вместе с тем существует альтернативный подход. Суть - постараться поставить диски минимального размера, только чтобы они не цеплялись за тормозные механизмы, а диаметр «догнать» высокопрофильной . Из преимуществ этого способа следует отметить мягкость хода и более низкую цену шин небольшого диаметра. Например, конструкция шасси Hyundai Solaris (и соплатформенного Kia Rio) позволяет использовать 14-дюймовые диски. И с шиной размерностью 195/70 R14 получаются вполне нормальные колеса - чуть повыше (менее чем на 3%) родных, размерностью 185/65 R15. Зато мягкость хода становится как у Рено Логан.


Надо отметить, что те же самые варианты использования дисков разных диаметров реализуются и на кроссоверах. Например, на Nissan X-Trail прошлого поколения можно установить 16-дюймовые диски, о чем однозначно говорит докатка этого диаметра. А с конвейера машина шла с 17-, а затем и с 18-дюймовыми дисками. Хотя известны случаи применения колес вплоть до 20 дюймов. Тут тоже вопрос только в том, что вы хотите получить: тяготеющий к внедорожнику автомобиль или жесткий «спортсарай». Главное, во всем знать меру, ведь двигатель с коробкой передач при этом не меняют.

Что изменил ВАЗ?

Теперь поговорим о том, как ВАЗ предал свой размер. Еще на прародителе , автомобиле FIAT-124, использовался диаметр окружности, на которой располагались отверстия под болты, равный 98 мм. И с тех пор этот размер соблюдался неукоснительно на всех автомобилях ВАЗ, кроме Нивы и Оки.

Кстати, и итальянцы верны традициям. Например на FIAT Albeа, продававшемся официально в России, можно было пристроить колесо от ВАЗа.

При этом посадочный диаметр с годами и переменой моделей постепенно увеличился с 13 до 14 дюймов. Но самые свежие Гранты, Калины и Приоры до сих пор используют размер 4х98.

А вот с приходом французской платформы В0 с конвейера Волжского автозавода покатились автомобили с «круглым» размером 4х100. Такими являются Largus и XRAY. К этому же списку можно добавить и Весту. Вот так ВАЗ изменил своему историческому размеру. Изменил с «француженками»…

Взаимозаменяемость

Из рассказа выше следует, что в дальней дороге при острой необходимости владелец Гранты, Калины или Приоры может попросить одолжить (продать) запаску у обладателя . И, сответственно, наоборот. При несовпадении размерности шин колесо можно пристроить хотя бы на заднюю ось, доковыляв до шиномонтажа.

Следующий, пожалуй, самый большой в мире - клуб «4х100». Этот размер имели некрупные и довольно старые автомобили фирм VW, Opel, а также Daewoo, Chevrolet. На народных любимцах Hyundai Solaris/Kia Rio применен тот же размер. Ну и напомню, что все Логаны первого и второго поколений, а вслед за ними и свежие разработки ВАЗа тоже имеют размер 4х100. Вылеты дисков могут немного различаться, но почти все укладываются в диапазон 40–52 мм. Например, в дальнее путешествие по изрядно разбитым дорогам на Chevrolet Aveo я когда-то предпочел поехать на дисках от третьего Гольфа, стоявших до этого на SEAT Cordoba. 14 дюймов против 15, при одинаковом наружном диаметре покрышки. Грыж не привез!

В мире существует весьма большое разнообразие исполнений крепления колесного диска к ступице. Количество отверстий на легковом автомобиле может быть от 3 до 6. Современные тенденции - это увеличение количества болтов или гаек крепления колеса до пяти даже на небольших легковых автомобилях. К примеру, на VW Polo, кроме того что применено пять болтов, так еще и резьба имеет следующие характеристики: М14х1,5. Это, к слову, размер резьбы болтов куда более массивных мерседесовских седанов и кроссоверов. С другой стороны, четыре болтика со скромными параметрами М12х1,25 на довольно массивном автомобиле Citroen C4 как-то заставляют напрягаться, когда к машине идет шиномонтажник с мощным гайковертом. Не сорвал бы резьбу - бывали случаи...

В дорогу дальнюю

В принципе, при наличии запаски или хотя бы в поездках недалеко от места жительства можно не заморачиваться насчет взаимозаменяемости колесных дисков. Но могу посоветовать перед дальней дорогой прикинуть, диски от каких распространенных автомобилей могут подойти к вашему. Вдруг пригодится?

PCD

Благодаря удачно подобранным дискам, можно существенно преобразить внешний вид автомобиля. Но многим приходилось отказываться от покупки тех или иных экземпляров, поскольку они не подходили по сверловке. Диски - вещь сугубо индивидуальная. И к их подбору нужно отнестись с огромной ответственностью. Важно не только выбрать правильный дизайн, но и размер, вылет, ширину, разболтовку, а также ряд других сверловка Ответ на этот вопрос узнаете в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

Итак, что такое сверловка дисков? Это диаметр воображаемой окружности, на которой находятся крепежные отверстия колеса.

В зависимости от их количества может меняться первая цифра. Разберем это на примере автомобилей ВАЗ. Сверловка дисков у них - 4х98. Это означает, что окружность имеет 4 отверстия, а ее диаметр составляет 98 миллиметров.

Почему "сверловка"?

Столь характерное название данный параметр получил благодаря технологии обработки дисков. Сверловка - это путем его резания. Операция выполняется при помощи сверла. Последний является главным режущим инструментом. В ходе работ отверстие получает два параметра - глубину и диаметр. Благодаря этому осуществляется крепеж либо помещение другой детали.

Одинаковая ли?

За границей данный параметр обозначают аббревиатурой PCD. Стоит отметить, что диаметр окружности на всех автомобилях разный. Например, сверловка дисков «Тойоты» существенно отличается от «Фольксвагена». В первом случае PCD составляет 5х100 и 114,3, во втором - 5х112 мм. Казалось бы, разница в нескольких миллиметрах. Но такой диск установить на ступицу уже не удастся.

Иногда встречается и двойная сверловка. Она обозначается через дробь (например, 5x100/114,3). Что это значит? На таком диске имеется десять отверстий, первая половина из которых имеет сверловку в 100 миллиметров, а вторая - 114,3. В чем преимущество? Такие колеса могут подойти идеально сразу для автомобилей - с разболтовкой 5x100 и 114,3. Но встречаются данные варианты весьма редко. Отметим несколько производителей дисков с двойной сверловкой:

  • «Кайова Рейсинг».
  • «Банзай».
  • «Аллант».

Сверловка дисков 5х112 - весьма распространенная среди европейских автомобилей. Такая встречается на автомобилях «Ауди», «Мерседес» и даже на «Шкоде». А вот на БМВ сверловка совсем иная - 5x120. На автомобилях «Ягуар» она больше всего на 0,6 миллиметра. Можно ли устанавливать такие диски на БМВ? Специалисты не рекомендуют менять параметр сверловки дисков. Ниже расскажем, почему.

Размер сверловки дисков - это точный параметр

Вы можете менять ширину колеса, его диаметр, вылет и массу других характеристик. Однако величина сверловки должна быть стабильной. Почему? Дело в том, что при несоответствии центров ступицы и диска возникают существенные биения.

На высоких скоростях они могут привести к отрыву колеса. Из-за постоянных вибраций страдают узлы подвески, а что самое опасное - откручиваются болты. Даже при существенной затяжке есть риск их откручивания. Поэтому сверловка дисков «Ниссана» и других авто должна оставаться неизменной при смене колес.

Проблема ВАЗовских дисков

Рассмотрим популярную проблему автомобилей Волжского производства. Так, на всех моделях ВАЗ устанавливается ступица под сверловку 4х98, то есть четыре отверстия с диаметром окружности 98 миллиметров. Проблема в том, что ни один именитый производитель не выпускает литые диски (за исключением некоторых китайских) с такими характеристиками. Ближайший параметр сверловки - 4х100. Такой же ранее использовался на старых БМВ. При смене дисков возникает вопрос о безопасности такого тюнинга. Можно ли ставить подобные диски? С точки зрения безопасности, лучше воздерживаться от таких действий. Центр колеса будет смещен - вибрации неизбежны, особенно на скоростях свыше 80 километров в час.

Как решают проблему автомобилисты?

Разумеется, многих это не останавливает. Внешний вид автомобиля намного важнее, тем более если это фирменные «Борбеты» или «ББСы».

Согласитесь, такие диски куда приятнее выглядят, чем заводские «штампы». Но как устранить проблему вибраций? Есть решение. Это болт-эксцентрик. Он имеет смещенный корпус, благодаря которому элемент четко занимает свое положение в отверстии колеса. Как отмечают отзывы, болт-эксцентрик действительно способен исключить вибрации при установке дисков с нештатной сверловкой.

Устанавливаем 5-112 на ВАЗ

На первый взгляд, это покажется сумасшествием. Ведь здесь несовпадение идет не только по диаметру но и банально по числу болтов. Что делают владельцы в данном случае? Установка дисков с такой сверловкой возможна при использовании проставок.

Такие можно изготовить у токаря, либо заказать готовый комплект. Цена его составляет порядка 6 тысяч рублей. Да, весьма дорого. Но это единственный способ поставить нештатные диски. Альтернативный вариант - установка новых ступиц, что еще дороже и затратнее по времени.

Есть ли подводные камни?

Обратите внимание, что если сверловка дисков «Нивы» (или любого другого ВАЗа) не совпадает с параметрами устанавливаемых колёс, при использовании проставки у вас:

  • Изменится параметр вылета. Колесо будет располагаться немного ближе к арке, увеличится ширина колеи. Если у вас заниженная подвеска, резина может тереть о кромку арок. Это вызовет дискомфорт при движении (шум будет неимоверный), а возможно и надрыв боковины покрышки.
  • Увеличится нагрузка на ступичный подшипник. Его ресурс сократится примерно на 10 процентов. Проставка будет выполнять роль рычага в данном случае.

В остальном характеристики автомобиля не поменяются. Если вы не хотите тратиться на проставки, а число болтов у вас совпадает, можно использовать поставочные кольца.

Они выполняются из поликарбоната и выдерживают температуру до 280 градусов Цельсия. Это наиболее дешевое решение при смене сверловки дисков. Стоимость одного кольца - 45 рублей.

В заключение

Итак, мы выяснили, что такое сверловка дисков. Как видите, это очень важный параметр, который нужно учитывать при выборе колес. В противном случае вы столкнетесь с вибрациями, которые вызовут дискомфорт при управлении (а возможно, такой диск и вовсе не поместится на вашу ступицу).

Разболтовка колесных дисков - это специальный параметр в автомобиле, который указывает на количество крепежных болтов и диаметр, на котором они расположены. Колеса любой машины являются очень важным компонентом, который отвечает за сцепление с дорогой, управляемость, устойчивость, динамические характеристики и расход топлива. Этому параметру необходимо уделить особое внимание, важно быть в курсе, как узнать разболтовку на диске и иметь понимание о параметре перед подбором нового комплекта изделий. Каждая модель автомобиля имеет свои параметры колес, некоторые концерны для унификации применяют одинаковые размеры для нескольких моделей. То есть все это индивидуально, поэтому каждый автовладелец должен быть в курсе и понимать, какими параметрами и характеристиками обладает его машина.

Каждый автолюбитель стремится усовершенствовать свой автомобиль при помощи тюнинга, замены оригинальных деталей и частей на более привлекательные или современные. Это же касается и колесных дисков, от внешнего вида и способа изготовления которых зависит экстерьер транспортного средства. Авто с колесами большого размера смотрится гораздо привлекательнее аналогичного с оригинальными.

Обозначение разболтовки на маркировке

Сделать автомобиль привлекательнее - это правильное желание, однако главное, чтобы это не влияло на снижение эффективности работы средства передвижения. Необходимо подбирать такие детали и компоненты, которые бы соответствовали рекомендуемым техническим характеристикам и уровню безопасности. Можно говорить о привлекательности выбранных дисков только после того, как будет твердая уверенность в их соответствии всем необходимым техническим характеристикам.

Часто предлагаемые на рынке реплики копируют внешний вид оригинальных изделий и популярных моделей, при этом не соответствуя по качеству исполнения и технологичности.

В производстве шин и колес есть определенные стандарты качества, которые помогают определить уровень технологичности их изготовления. Реплики не соответствуют ни одному из этих стандартов.

Разболтовка колес обозначается как PCD. Если объяснить предельно доступно, то это количество болтов и диаметр, на котором проделаны отверстия, предназначеные для них. Часто многие автолюбители не вникают в эти данные, поэтому испытывают трудности при выборе и покупке новых изделий при износе старых или смене сезона. Если во время подбора руководствоваться этими данными, то проблем с установкой приобретений не будет.

Самое сложное в данном случае то, что на глаз можно определить только количество болтов для крепления.

А вот диаметр, на котором они расположены, замерить намного сложнее. Неправильно подобранный и установленный на машину обод является большой угрозой безопасности водителя и пассажиров. В лучшем случае это скажется негативно на уровне износа деталей и узлов ходовой части, а в худшем - может привести к аварии.


Какая разболтовка у обода и как она выглядит визуально

Таблица совместимости разболтовки колесных дисков по маркам

В некоторых источниках разболтовка дисков именуется еще как сверловка. Для определения величины разболтовки колесных дисков, которая зависит от модели машины и применяется для определения конкретных данных в зависимости от года выпуска и объема двигателя, используется специальная таблица.

Обратите внимание!

Поскольку определенные характеристики и размеры устанавливаются заводом-изготовителем и имеют непосредственное влияние на работу авто, то важно точно соблюдать все установленные производителем данные.

Параметры по сверловке, вылету и диаметру центрального отверстия необходимо соблюдать в точности. Возможно только небольшое колебание по вылету обода до 10 мм в ту или иную сторону.

По данной ссылке можно найти таблицы сверловки по всем маркам автомобилей. Выбрав модель машины и год выпуска, можно определить все размеры.

Не всегда представленные в интернет-таблицах данные могут соответствовать действительности.

Для полной уверенности необходимо проверить параметры сверловки для конкретной марки. Они указываются в инструкции по эксплуатации и другой технической документации, которая идет в комплекте с машиной.

Как обозначается

Каждый колесный диск маркируется в соответствии с международными стандартами.

Обозначается маркировка независимо от способа изготовления, размера и производителя изделий. В качестве примера необходимо рассмотреть стандартный тип обозначения сверловки, который применяется для колес модели «Форд Фокус»: 7.0Jx16H2 ET50 PCD: 5×108 d 63.3.

В этом случае:

  • 7.0J - ширина обода, измеряемая в дюймах.
  • 16 - диаметр диска, измеряемый в дюймах.
  • 5×108 - обозначает количество болтов для крепления обода к конструкции ходовой части. Цифра 5 указывает, сколько их используется. Вторая цифра (108) обозначает диаметр, на котором болты закрепляются относительно друг друга. В данном случае его размер составляет 108 мм.
  • Окружность, по диаметру которой расположены отверстия для креплений, обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter) и измеряется в миллиметрах. Отверстия для крепления обода находятся на различных расстояниях с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
  • Размер вылета обода, который обозначается в миллиметрах и равен ET50, то есть 50 мм. Равен расстоянию между привалочной плоскостью колесного обода (плоскость, к которой крепится диск к ступице) и серединой ширины обода (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой).
  • Диаметр центрального отверстия или d 63.3, который измеряется со стороны привалочной плоскости, также в миллиметрах. В конкретном случае он равен 63.3 мм.

На заметку.

Как видно из описания, разболтовка в данном случае равна 5×108 и является довольно распространенной, особенно среди немецких производителей.


Вылет обода и как его померить

Что касается размера вылета, он считается равным нулю, если совпадают все плоскости. Размер его регламентируется и может немного меняться в зависимости от выбранного обода. Размер важно строго учитывать, поскольку при отрицательном значении изделие будет задевать арку колеса при поворотах, а при положительном - обод будет находиться внутри арки.

Некоторые автовладельцы интересуются, разболтовка 4х100 на каких машинах применяется. Ответ очень прост, это некоторые модели производителя «АвтоВАЗ».

Как измерить самостоятельно

Есть множество способов, как измерить разболтовку на определенной модели автомобиля. Каждый из них имеет свой определенный набор шагов и действий.

В связи с тем фактором, что первой цифрой всегда обозначается количество болтов, то их легко можно посчитать визуально. А вот со вторым значением сложнее, оно указывает диаметр, на котором болты расположены и визуально не определяется.

Для определения параметра сверловки в зависимости от количества креплений применяются простые формулы:

  • B=A×1,155, применяется для трех отверстий;
  • B=A×1,414, считается для четырех отверстий;
  • B=A×1,701, для максимального количества в пять отверстий.

В данном случае необходимо знать величину А, которая обозначает расстояние между соседними отверстиями. Его можно измерить при помощи обычной линейки или более точно, применив штангенциркуль. Получив значение этой величины, можно легко определить искомый размер диаметра, который обозначен как В.

Точность замера имеет огромное значение, потому что диаметр часто имеет близкие параметры, например, 98 и 100.

При этом обод с диаметром 100 просто не подойдет под размеры креплений, которые равны 98. Кроме этого, важно угадать с размером диаметра центрального отверстия. Его можно самостоятельно измерить линейкой. Однако этого не рекомендуется делать, поскольку есть риск получить погрешность. Все необходимые параметры и размеры указываются в технической документации к машине или выбиваются на обратной стороне обода. Чтобы не снимать изделие, их можно посмотреть на запасном колесе.

Важно учитывать тот фактор, что стальные штампованные колеса часто не имеют указанного значения сверловки. Их необходимо смотреть только в технической документации или консультироваться с официальным дилером.

Возможна ли установка изделия с неподходящими параметрами


Диск с центровочным кольцом

Возможно установить изделие на автомобиль с неподходящими параметрами разболтовки. Для этого часто применяют специальные кольца, которые называются центровочными. С их помощью можно установить параметр специально под установку выбранных дисков. Это может нести в себе погрешности в балансировке и нарушение геометрии подвески. Поэтому категорически не рекомендуется проводить подобные операции, поскольку они могут нарушить характеристики машины в движении.

Разболтовка - это важный параметр, при помощи которого можно определить, каким образом диск крепится к конструкции ходовой части. Можно измерить ее самостоятельно или узнать из официальных источников, что предпочтительнее.

Собственный вкус и особенности установочных параметров – два основных фактора, которыми руководствуется автолюбитель, покупая новые «тапки» для своего автомобиля. Если первый параметр глубоко субъективен, то разболтовка колесных дисков должна быть подобрана строго в соответствии с требуемыми значениями. Внимание к этому пункту предостережет вас от разочарований после покупки и неприятных ситуаций на дороге.

Что такое разболтовка

Перечень геометрических значений, который характеризует каждый автомобильный диск, в независимости от дизайна, марки и разновидности сплава (штампованные, кованые, литые), принято называть разболтовкой. В себя это сборное название включает:

  • значение ширины между ободами, измеряемое в дюймах;
  • диаметр окружности (измеряется в дюймах);
  • «вылет» («вынос»). Расстояние от края посадочного отверстия диска к центру шины. Символы для обозначения зависят от страны изготовителя дисков. Для Германии – это ET, для Франции DEPORT, для Англии/США OFFSET (последний вариант наиболее интернациональный и встречается чаще всего);
  • количество крепежных отверстий и диаметр их окружности. В оригинале именно это значение трактуется, как разболтовка колесных дисков («Pitch Cirkle Diameter » либо PCD);
  • диаметр посадочного места (под ступицу) имеет маркировку DIA и измеряется в дюймах.

Вышеперечисленные параметры расположены в общепринятой последовательности. Подобные обозначения присваиваются заводом изготовителем каждому типу дисков.

Рассмотрим конкретный пример

Маркировка такого диска будет выглядеть следующим образом: 7,5х18 5х114,3 ЕТ 45 DIA 67,1 . Расшифровка:

7,5х18 – диск шириной 7,5 дюйма и диаметром 18 дюймов. Иногда вместо указанной выше формулировки можно встретить: 7,5 Jx18 H2 . Значение записи остается прежним.

5х114,3 – колесо имеет 5 крепежных отверстий, которые расположены на окружности диаметром 114,3 мм .

ЕТ 45 – « вылет» диска составляет 45 мм (расстояние от привалочной плоскости к центру покрышки). В этом случаи мы имеем положительный «вынос». Первая плоскость выступает наружу. «Вылет» считается нулевым, когда две плоскости расположены на одной оси. Если место прилегания диска находится на расстоянии с внутренней стороны от предполагаемого центра шины, «вынос» считается отрицательным и записывается с дефисом между символами (ЕТ-45 ).

DIA 67,1 – диаметр посадочного места на ступице 67, 1 мм .

Как видим, разболтовка колесных дисков – это всего лишь комбинация символов, которая легко поддается расшифровке.

Где посмотреть параметры диска

Автолюбитель со стажем легко решит задачу по определению радиуса диска и количества отверстий для крепежа. За остальной информацией приходится обращаться к надежным источникам, либо рассчитывать значения самостоятельно. Производители литых и кованных дисков отформовывают на внутренней части все основные данные.

Владельцу автомобиля, который с салона выехал на красивом «литье» с полноразмерной запаской в багажнике, получить нужные значения для подбора новых дисков не составит труда. Если в багажнике докатка, придется снимать одно из колес автомобиля. Производство штампованных железок предполагает маркировку лишь внутреннего заводского кода. Помочь считать всю нужную вам информацию может дилер, продавший вам автомобиль (нужно лишь сделать запрос).

Будьте предельно аккуратны, если вы пошли легким путем и решили найти параметры колесных дисков в сети, ориентируясь лишь на модель своего автомобиля.

Есть риск оказаться в неприятной ситуации. Узнать о том, что ваш автомобиль за годы выпуска комплектовался дисками с различной разболтовкой, можно лишь после покупки новых колес. Такие случаи вполне возможны, если модель получает глубокий рестайлинг. Вдвойне стоит быть внимательным покупателям б/у автомобилей не первой свежести. Зачастую детали дорестайлинговых и обновленных моделей взаимозаменяемые (еще до вашего владения автомобиль могли собрать «из того, что было»).

Не пожалейте немного усилий, которые могут в будущем сэкономить вам уйму времени и нервов.

Как рассчитать разболтовку самостоятельно

Для измерения вам потребуется штангенциркуль и элементарные вычисления по формуле. Способ расчета будет зависеть от количества отверстий для монтажа на ступице.

Для начала нужно узнать интервал между центрами соседних отверстий А (измерьте расстояние от двух краев, и прибавьте диаметр отверстия). Полученную величину умножайте на число, зависящее от количества болтов. После вычислений вы получите значение В , которое будет искомым диаметром окружности (PCD).

PCD колеса под три болта. Формула для расчета:

  • В=Ах1,155.

PCD колеса с четырьмя отверстиями. Для вычисления окружности размещения болтов воспользуйтесь формулой:

  • В=Ах1,414.

PCD колеса с пятью отверстиями. Расчет производится по формуле:

  • В=Ах1,701.

Взаимозаменяемость дисков

Помните о том, что разболтовка колесных дисков – это один из важнейших установочных параметров. Измерения расстояния должны быть предельно точными, поскольку у многих производителей разница значений PCD составляет всего пару миллиметров (Lancia Prisma – 4×98, Daewoo Nexia – 4×100). Всегда консультируйтесь с другими источниками. Если в ходе вычисления для Mercedes вы получили цифру 111 мм, то интернет-ресурсы помогут обнаружить ошибку. Дело в том, что ни один из автомобилей Мерседес не имел такой разболтовки, но были модели с PCD 112 мм. Вы сразу же поймете, что допустили погрешность в измерениях.

Колесный диск должен плотно сидеть на ступице и привинчиваться с равномерным распределением прижимного усилия. В ином случае на скорости, при торможении и разгоне возможны появления вибраций.

Вот к чему приводит люфт в местах крепления штамповок к ступице. Сами понимаете, что комментарии к фото излишни.

Установка центровочных проставок

Что делать, если желаемые колеса имеют посадочное место либо окружность монтажных отверстий большего диаметра? Выйти из ситуации можно, установив адаптеры. Ассортимент переходников (центровочные болты, проставки) для дисков большой. Установка таких адаптеров имеет как приверженцев, так и противников. Если вы все же решились на подобные действия, выбирайте изделия с виброустойчивой пластмассы и качественных сплавов. Не стоит экономить на собственной безопасности.

Учтите некоторые нюансы

Разболтовка колесных дисков и диаметр посадочного места под ступицу – не единственные параметры, которые стоит учесть, выбирая новые «тапки» для своего автомобиля. Смотрите также на допуски по «вылету». Если удастся поставить диски с несоответствующим положительным «выносом», то во время движения они могут задевать элементы подвески (в ином случае эти элементы или тормозной суппорт не позволят установить колесо). При повороте колеса с большим отрицательным «вылетом» могут задевать колесные арки снаружи либо внутри. Установка слишком широких колес чревата схожими неприятностями.

Если вы меняете штампованные железки на красивое литье, покупайте соответствующие болты (они обычно длиннее). Внимательно отнеситесь к этим пунктам еще на стадии выбора дисков.

Разболтовка колесных дисков по маркам







Разболтовка колесных дисков – свод измеряемых параметров колеса, которые необходимо знать при установке. Измерить необходимые показатели можно самому или использовать для этого специальные таблицы, различные для каждой марки автомобиля.

Какие размеры важно определить перед приобретением колес? Как выглядит полная колесная формула? Какими размерами обладают запчасти отечественных машин?

Показатели дисковых размеров

Существует пять основных размеров, ошибка в определении которых станет причиной невозможности установки колеса.

К ним относят:

  • количество отверстий под болты (LZ);
  • расстояние между ними;
  • диаметр окружности, на которой они расположены (PCD);
  • диаметр центрального (ступичного) окна (DIA);
  • вылет (ET).

Количество окошек под болты на легковых автомобилях варьируется от 3 до 6. У грузовиков этот показатель достигает 12-15 штук. Автомобили тольяттинского производства имеют по 4 входа для болтов. Исключение составляет лада нива, колеса которой крепятся пятью болтами каждое. Измерение количества дыр проводится визуально, путем простого подсчета.

Как измерить самостоятельно

Разболтовка дисков включает в себя и расстояние между окошками. Измерить его можно с помощью штангенциркуля или линейки. Замер производят от центра одного отверстия до центра другого. Есть два способа: расстояние между соседними и самым дальними отверстиями.

Соседние отверстия

Рассматриваемый показатель определяется с учетом размеров окружности, на которой расположены центры прорезей под болты. Диаметр определяют по таблицам совместимости или измеряют с помощью линейки.

Для этого измеряют расстояние между соседними болтами, после чего умножают полученную цифру на коэффициент, зависящий от количества отверстий. Поперечный показатель окружности у автомобилей ВАЗ составляет 98 мм у легковых моделей и 139.7 мм у внедорожника «Нива».

Наиболее простым является измерение на дисках с четным количеством отверстий (под 4, 6, 8 болтов), расстояние между противоположными отверстиями и будет значением PCD.

Для дисков под 5 болтов измеряется расстоянием между любыми не соседними отверстиями, а полученная цифра умножается на 1,051.

Диаметр ступичного окна

Показатель центрального ступичного окна указывается как в таблицах, так и в полной формуле разболтовки, речь о которой пойдет ниже. При отсутствии необходимой информации этот показатель легко измеряется с помощью линейки или штангенциркуля. Диаметр ступичного места ВАЗ-2110 составляет 58.6 мм.

На заметку: измерить центральное отверстие удается не всегда, так как на некоторых автомобилях оно неправильной формы. Яркий пример — Daewoo Nexia дорестайлинговой версии.

Разболтовку колесных дисков определяют с учетом их вылета. Вылет – это отношение вертикальной оси симметрии диска к месту соприкосновения со ступицей. Вылет может быть отрицательным, положительным или нулевым.

Установка неправильно подобранного по этому фактору диска возможна. Однако она нарушает работу подвески и делает автомобиль небезопасным.

Полная и сокращенная формула разболтовки

Как правило, на колесах с завода указывается полная формула, отображающая все необходимые параметры. В разговорной речи автолюбители чаще пользуются коротким и узнаваемым обозначением, которое не дает полного представления о продукте. Рассмотрим каждую из формул по отдельности.

Сокращенная

Сокращенная формула для определения измеряемых показателей называется PCD (Pitch Circle Diameter). Она включает в себя два размера и выглядит следующим образом: 4ˣ98 (разболтовка колесных дисков для ВАЗ-2110). Цифра «4» здесь обозначает количество вырезок под болты, цифра «98» — результат поперечного измерения их окружности.

Распространенные значения PCD: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 130, 139.7.

Частой ошибкой является установка 98 диска на 100 ступицу, поскольку визуально разница не видна. Результатом будет перекос и неполное прилегание диска к ступице.

Сокращенная формула позволяет подобрать требуемую запчасть, которую можно установить на автомобиль. Однако неправильная разболтовка по другим параметрам не позволит полноценно эксплуатировать транспортное средство.

Полная

Как узнать разболтовку по полной формуле, которая указывается на диске в заводских условиях и имеет следующий формат: 7.5 Jˣ15 H2 5ˣ100 ET 40 D 54.1? Рассмотрим, что обозначает каждая буквенно-цифровая группа этой кодировки.

  1. 7.5 JX 15 – ширина обода 7.5 дюйма, диаметр 15 дюймов. Буква «X» свидетельствует о том, что диск литой или кованный, буква «J» — что продукция должна применяться только на моноприводных машинах (маркировка для полноприводных авто — JJ).
  2. H2 – количество концевых выступов (хампов), предназначенных для удержания бескамерной шины. Возможны варианты с одним выступом («Н1») или без них («АН»). Hump (бугор, возвышение) – обеспечивает надежную фиксацию шины в поворотах, позволяет избежать разгерметизации.
    Маркировка Расшифровка
    H Hump
    H2 Double Hump
    FH Flat Hump
    FH2 Double Flat Hump
    CH Combination Hump
    EH2 Extended Hump
    EH2+ Extended Hump 2+
    AH Asymmetric Hump
  3. PCD 5ˣ100 – формула разболтовки, рассмотренная в предыдущем подпункте этой статьи.
  4. ET 40 (сокращение от немецкого Einpress Tief) – показатель вылета. В приведенном примере обозначен положительный вылет 40 мм. Если вылет отрицательный, перед цифрой ставится знак «-», если нулевой – знак «0». Величина вылета определяет где будет находится привалочная плоскость. Отклонение от рекомендуемых производителем значений приводит к изменению направления и величины сил, которые воздействуют на подвеску.
  5. D 54.1 – диаметр ступичного отверстия в мм (DIA).

На заметку: ширина обода и диаметр измеряется в дюймах. 1 дюйм равен 2.54 см. Остальные размеры разболтовки принято измерять в миллиметрах.

Таблицы с разболтовкой 4×98, 4×100, 4×108, 5×100, 5×108, 5×112

Марка авто Модель
ВАЗ 2110-12
Классика
Гранта
Калина
Приора
2108-99
Alfa Romeo 145
146
33 Sport Wagon
MiTo
Citroen Nemo
Fiat 500
Albea
Barchetta
Brava
Bravo
Bravo HGT
Cinquecento
Coupe
Coupe 16V turbo
Coupe BV6
Doblo
Doblo 4X4
Fiorino
Idea
Linea
Marea
Multipla
Multipla 2
Palio
Panda
Panda 4×4
Punto
Qubo
Seicento
Seicento Sporting
Stilo
Ford Ka
Lancia Delta
Lybra
Musa
Y
Ypsilon
Peugeot Bipper
Марка авто Модель
Acura EL
Integra
BMW Z1
Chery Amulet
Kimo
Kimo(A)
QQ6
QQ6(S21)
Chevrolet Astra
Aveo
Cobalt
COBALT SS
Lanos
Spark
Citroen C1
C15
Daewoo ESPERO
Kalos
Lanos
Nexia
Nubira
Daihatsu Applause
Atrai
Atrai 7
Boon
Charade
Cuore
Coo
Copen
Esse
Gran Move
GRANDE MOVE
Leeza
MAX
Materia
Mira
Move
Naked
Opti
Pyzar
Sonica
Storia
Sirion
Trevis
Tanto
YRV
Dacia LOGAN
SANDERO
Isuzu Gemini
Pa Nero
Piazza
FAW Vita
Fiat Grande Punto
Punto
Geely MK
Otaka
Vision
Great Wall GWPeri
Peri
Hyundai Accent
Amica
Atos
Atos Prime
Getz
i10
i20
Solaris
VERNA
Verna Hatchback
Verna Sedan
Honda Accord
Airwave
Beat
Capa
City
Civic
CIVIC VTI
Concerto
CR-X
Domani
Fit
FIT SPORT
Freed
Insight
Integra
Jazz
JAZZ 4X4
Life
Logo
Mobilio
Orthia
Thats
Today
Vamos
Zest
Kia Picanto
Rio
Rio II
Shuma
Shuma II
Spectra
Lifan Smily
Solano
Lotus ELISE
EUROPA S
Evora
EXIGE
Mazda AZ-1
AZ-3
AZ-Wagon
Carol
Demio
Familia
Lantis
Laputa
Revue
Roadster
Scrum Wagon
Spiano
Verisa
2
323
MX-5
MX-5 Miata
MX-5 ROADSTER
MG TF
ZR
ZS
Mini Mini
Clubman
Clubman S
Cooper
Cooper Cabrio
Cooper Cabrio S
COOPER CABRIOLET
COOPER CABRIOLET S
Cooper S
Cooper S Cabrio
One
Mitsubishi Carisma
Colt
eK
I
Lancer
Libero
Minica
Mirage
Toppo
Toppo BJ
Townbox
Nissan Be-1
Bluebird
Cube
Figaro
Luchino
March
Micra
Micra C + C
Moco
Note
NX
OTTI
Pino
Presea
Pulsar
Rasheen
Sunny
Tiida
Wingroad
Opel Agila
Agila II
Astra
ASTRA G
Astra H
COMBO
COMBO TOUR
Corsa
Corsa B
Corsa C
CORSA COMBO
Corsa D
Calibra
Meriva
Tigra
Tigra A
Tigra B
TIGRA TWINTOP
Vectra
Vectra A
Vectra B
Vita
Peugeot 107
Renault CLIO
CLIO 3
Clio II
Clio II Sport
Clio III
Clio IV R
Kangoo
KANGOO 4WD
Kangoo Compact
LAGUNA
LAGUNA (B56)
Logan
Megan II
MEGANE
MEGANE 2
MEGANE 2 CC
MEGANE GRAND SCENIC
Megane Scenic
MODUS
Sandero
Sandero Stepway
Scenic
Scenic II
Symbol
TWINGO
Rover 25
25 STREETWISE
400
45
Street Wise
Saab 9-2 X Aero
Saturn Ion
SC
Scion xA
xB
Seat AROSA
AROSA (100)
Cordoba
CORDOBA (110)
CORDOBA VT
Skoda Felicia
Subaru Dex
Justy
JUSTY II
Justy III
Justy IV
Pleo
R1
R2
Rex
Sambar
Stella
Vivio
Suzuki Aerio
Alto
BALENO
Cara
Cervo
Cultus
Every Wagon
Kei
Ignis
Liana
Liana ll
MR Wagon
Palette
Solio
Splash
Swift
Swift ll
Twin
Wagon R
WAGON R+
Toyota Allex
Augo
Aygo
bB
Belta
Carina
Corolla
Corolla II
Corona
Corsa
Corolla Verso
Cynos
Duet
Funcargo
iQ
Ist
MR-S
MR2
Passo
Platz
Porte
Prius
Pro Box
Ractis
Raum
Serra
Sienta
Sparky
Sprinter
Starlet
Succeed
Wagon
Tercel
Vitz
Will
Yaris
YARIS 1,5TS
YARIS 2
YARIS D4D
Yaris Verso
Volkswagen Corrado
Golf
Jetta
Lupo
LUPO GTI
Pointer
Polo III
Passat
Polo
Santana
Vento
ZAZ Chance
ВАЗ Ларгус
ТагАЗ Accent
Doninvest Assol (L100)
Vortex Corda
Марка авто Модель
Audi 80
Cabriolet
Citroen Berlingo
C2
C3
C3 Picasso
C3 Pluriel
C3 X-TR
C4
C4 COUPE
C4 Picasso
C5
DS3
DS4
Grand C4
Saxo
SAXO VTS
Xantia
Xsara
XSARA COUPE
XSARA COUPE VTR
XSARA COUPE VTS
Xsara Picasso
Ford Cougar
COUGAR ST200
Escort
Fiesta
FIESTA ST
Focus
FOCUS RS
FOCUS ST170
Fusion
Ka
Mondeo
Puma
SPORT KA
STREET KA
Peugeot 1007
106
205
205GTI
206
206 CC
206 SW
207
3008
306
306 CABRIOLET
306 S16
307
307 CC
307 SW
308
308 CC
308 SW
309
405
406
406 COUPE
408
Partner
Partner Origin VU
Partner Tepee
Partner VU
Volvo 850
Lifan Breez
Mazda 2
Saleen S121
ТагАЗ Doninvest Orion (J100)
Марка авто Модель
Audi A1
A2
A3
S3
TT
Chevrolet Cavalier
CAVALLIER LS
CAVLLIER COUPE
CAVLLIER COUPE Z24
Sonic
Chrysler NEON
Neon II
PT Cruiser
PT Cruiser Cabrio
Sebring
SEBRING CABRIOLET
SEBRING COUPE
SEBRING Sedan
VOYAGER
Dodge Caravan
Neon
Stratus
Honda Civic
Lexus CT200h
MG ZT
ZT-T
Nissan Sunny
Plymouth
Neon
Pontiac
Sunfire
SUNFIRE GT
Vibe
Rover 75
Saab 9-2x
Scion tC
xD
Seat Cordoba
CORDOBA (110)
CORDOBA VT
Ibiza
IBIZA (130)
IBIZA SC
Skoda Fabia
FABIA (130)
Fabia ll
OCTAVIA
OCTAVIA 4WD
OCTAVIA SRC 4WD
Octavia Tour
PRAKTIK
Roomster
Subaru Baja
Alcyone
Exiga
Forester
FORESTER
FORESTER (USA)
Forester I
Forester II
Forester III
FORESTER STI
Impreza
Impreza Anesis
Impreza II
Impreza III
IMPREZA WRX
IMPREZA WRX STI
LEGACY
Legacy lancaster
Legacy II
Legacy III
Legacy IV
LEGACY SPECB
OUTBACK
Outback I
Outback II
Qutback III
Traviq
XV
Toyota Allion
Avensis
Avensis ll
Caldina
Camry
Carina
Cavalier
Celica
CELICA T23
Corona
Curren
Ist
Opa
Premio
Prius
Matrix
Vista
Voltz
Will
Wish
Volkswagen Beetle (A4)
Bora
BORA(130)
Cross Polo
Corrado
Golf
Fox
GOLF 4
GOLF 4 (170)
GOLF 4 R32
Lupo
LUPO GTI
New Beetle
POLO
POLO GTI
Polo IV
Polo Sedan
Polo V
Polo V Sedan
Vento
ГАЗ Siber
Марка авто Модель
Alfa Romeo 166
Aston Martin V12 Vanquish
Vanquish S
Chery M11
Citroen C5
C6
Jumpy
XM
Ferrari 348 GT
348 Spider
355 F1 Berlinetta
355 F1 GTS
355 F1 Spider
360 MODENA
360 Spider
456 GT
456 GTA
458 ITALIA
512 TR
550 Barchetta Pininfarina
550 MARANELLO
575 M Maranello
599 GTB Fiorano
Challenge Stradale
F355 Berlinetta
F355 GTS
F355 Spider
F430 Challenge
F430 Spider
F50
F512 M
Superamerica
Ford C-Max
Focus
FOCUS 2
FOCUS 2 ST
Focus C-Max
FOCUS CC
FOCUS RS
Galaxy
Kuga
Mondeo
MONDEO ST220
S-Max
Taurus
Taurus SE/SEL
Thunderbird
Tourneo Connect
Transit Connect
Jaguar S Type CCX
S Type Estate
S-TYPES-TYPE V8 R
X-TYPE
XF
XJ
XJ6
XJ8 SE
XK
XKR
Renault AVANTIME
CLIO
Clio IV Sport 197
Clio V6 Evo Sport
ESPACE
Espace III Grand Espace
Espace IV
Kangoo
KANGOO II
LAGUNA
Laguna 5 Stud
LAGUNA II
Laguna II G
Megan II
MEGANE 2 CC
Megane II CC Coupe/Cabrio
Megane II Turbo
Scenic
Scenic II
VEL SATIS
Lancia Thesis
Land Rover Evoque
Freelander 2
Lincoln LS
LS6
LS8
MKS
Mercury Sable
MG XPower SV
Maserati 3200 GT
Coupe
Gran Turismo
Gran Turismo S
Peugeot 407
407 Coupe
407 SW
508
605
607
RCZ Sport
Volvo 240
740
760
780
850
940
960
C30
C70
C70 Convertible
C70 Coupe
C70 Coupe Cabrio II
S40
S40 II
S60
S70
S80
S80 II
S90
S90 (204)
V50
V70
V70 (193)
V70 (250)
V70 (300)
V70 I
V70 II
V70 III
V70 XC
V90
XC60
XC70
XC70 II
XC70 III
XC90
ГАЗ 3102
31105
Марка авто Модель
Audi 100
A3
A4
A4 ALLROAD
A4 Allroad quattro
A4 CABRIOLET
A5
A6
A6 Allroad quattro
A7
A8
Allroad
RS4
RS5
RS6
Q3
Q5
R8
R8 V10
S3
S4
S5
S6
S7
S8
TT
TT S
TT RS
V8
Bentley Azure
Continental
CONTINENTAL GT
MULSANNE
BMW M3
Chrysler CROSSFIRE
Ford Galaxy
Lamborghini GALLARDO
Gallardo LP550-2
Gallardo LP560-4
Gallardo LP570-4
Mercedes-Benz A-Klasse (W168)
A-Klasse (W169)
B-Klasse (W245)
B-Klasse (W246)
C-Klasse (CL203)
C-Klasse (W202)
C-Klasse (W203)
C-Klasse (W204)
CL-Klasse (C140)
CL-Klasse (C215)
CL-Klasse (C216)
CLC-Klasse
CLK-Klasse (W208)
CLK-Klasse (W209)
CLS-Klasse (C219)
E-Klasse (W210)
E-Klasse (W211)
E-Klasse (W212)
GL-Klasse (X164)
GLK-Klasse (X204)
M-Klasse (W163)
M-Klasse (W164)
M-Klasse (W166)
R-Klasse (W251)
S-Klasse (W140)
S-Klasse (W220)
S-Klasse (W221)
SL-Klasse (R230)
SLK-Klasse (R170)
SLK-Klasse (R171)
SLR-Klasse
Vaneo
Viano
Vito
W 203 (CLC)
W 204(GLK)
W 212(E)
W129 (SL)
W129 (SL) MILLE MIGL
W140 (S)
W140 (SEC) COUPE
W163 (ML)
W163 (ML) ML55AMG
W164 (ML) 63AMG
W164(ML)
W168 (A)
W169 (A)
W170 (SLK)
W202 (C)
W203 (C)
W203 (C) AMG
W203 (C) KOMPRESSOR
W203 (C) SPORT COUPE
W204 (C)
W208 (CLK)
W210 (E)
W211 (E)
W211 (E) KOMPRESSOR
W215 (CL) COUPE
W215 (CL) COUPE 55 A
W219 (CLS)
W220 (S)
W221 (S)
W230 (SL)
W231 (SL)
W245 (B)
W251 (R)
W251 (R) 63AMG
W414 (VANEO)
W638 (V)
W638 (VITO)
WX164 (GL)
X 204(GLK)
300SE
400SEL
500SE
500SEL
500SL
600SE
600SEL
600SL
A160
A170
A190
A200
B170
B200
C180
C200
C220
C230
C240
C250
C280
C300
C320
CL500
CL550
CL600
CLK200
CLK240
CLK320
CLK350
CLS350
CLS500
CLS550
E220
E230
E240
E280
E300
E320
E350
E400
E430
E500
E550
ML270
ML320
ML350
ML430
ML500
ML550
R350
R500
R550
S280
S320
S350
S400L
S430
S500
S500L
S550
S600
S600L
SL320
SL350
SL500
SL550
SL600
SLK200
SLK230
SLK280
SLK320
SLK350
V230
V350
Maybach 57
57 S
62
62 S
Landaulet
Seat ALHAMBRA
ALHAMBRA (130)
Alhambra Facelift
Altea
Altea Freetrack
Altea XL
EXEO
EXEO ST
LEON
Leon ll
Toledo
TOLEDO (130)
Skoda OCTAVIA
OCTAVIA 4WD
Octavia ll
Octavia lll
Octavia Scout
OCTAVIA SRC 4WD
Octavia Tour
Superb
Superb ll
Yeti
Ssang Yong Actyon
Chairman
New Actyon
Volkswagen Beetle (A5)
Caddy
CrossTouran
Cross Golf
Eos
GOLF 5
GOLF 5 GTi
GOLF 5 PLUS
GOLF 6
GOLF 6 GTi
Jetta
JETTA 2
JETTA 5
JETTA 6
Passat
Passat CC
PASSAT W8
Phaeton
PHAETON W12
Scirocco
Sharan
SHARAN SYNCRO
T4
Tiguan
Touran
Transporter
Vanagon

Возможна ли установка колес с неподходящей разболтовкой

Некоторые автомобилисты в попытке сэкономить на покупке запчастей с необходимыми параметрами приобретают продукцию, не соответствующую марке автомобиля. Такие колеса подвергают самостоятельной обработке, расширяют ступичное отверстие, меняют расположение мест под болты, после чего ставят на машину.

Теоретически подобная доработка возможна, но работы должны выполняться с максимальной точностью. Замерить диск настолько правильно в гаражных условиях невозможно. А неточно просверленные вырезы приводят к биению колеса, разрушению ступицы и элементов подвески, нарушению устойчивости автомобиля на дороге.

Грамотная доработка автомобиля в условиях, приближенных к заводским, экономически нецелесообразна. Работа будет стоить дороже, чем приобретение изначально соответствующего всем размерам колеса.