АСК НДС: принцип работы сервиса ФНС для поиска незаконных вычетов НДС. АСК НДС — новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС Сложное расхождение аск ндс 2

13.02.2024 Сцепление

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» – это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков – юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

Комментарий

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» - это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

Эта система была разработана согласно приказа ФНС России от 14.08.2015 N СА-7-15/358@ «О проведении пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС». До 31 мая 2016 система тестировалась в рамках пилотного проекта (с учетом приказа ФНС России от 02.03.16 № ММВ-7-15/113@).

В письме ФНС РФ от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933 "Об оценке признаков риска СУР" указывается:

Под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово - хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик , обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами.

Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Результаты оценки«СУР АСК НДС-2» используются:

1. При определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью недопустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).

В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2».

2. При определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.

3. При определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).

Бухгалтерам и владельцам бизнеса, чьи компании являются плательщиками налога на добавленную стоимость, хорошо знакома аббревиатура АСК НДС-2. Так называется информационная система ФНС, разработанная для приема и проверки деклараций по этому налогу, а, точнее, ее доработанная версия. Она явилась технологической основой программы налоговой службы по повышению собираемости НДС и борьбе с недобросовестными налогоплательщиками, в том числе с фирмами-однодневками .

Программа начала работать в полную силу в 2015 году. С тех пор налоговики вовсю рапортуют о впечатляющих результатах ее работы. Оказалось, что нарушителей налогового законодательства, в частности, по НДС, в России немало, а уж «погрешности учета» допускает как минимум каждая десятая фирма. Некоторым компаниям и предпринимателям пришлось отказаться от вычетов по налогу, а иным - от возмещения сумм НДС из бюджета. И все это после того как у налоговиков нашлись претензии к их декларациям. Таких оказалось немало - до трети всех налогоплательщиков, к которым после сдачи отчетности у ФНС возникли вопросы.

Почему система эффективна?

Во-первых, АСК НДС-2 позволяет охватить 100% налогоплательщиков: все поданные декларации «сливаются» в одну базу. Здесь данные по каждой сделке проверяются в автоматическом режиме: по существенным параметрам операции. Если они выявляются, система выставляет сторонам сделки требование предоставить пояснения. Далее все зависит от налогоплательщика - если он в установленный срок предоставит объяснения, которые удовлетворят налоговиков, то произвести вычет либо возместить НДС будет разрешено. Если же нет - придется доплачивать налог либо отказаться от его возмещения, подавать уточненную декларацию, уплачивать штрафы и пени. Или же вступать в долгий и захватывающий процесс судебного разбирательства с органами ФНС...

Ну а, во-вторых, раскрутка «цепочки НДС» с нуля до последнего покупателя занимает теперь минуты, тогда как раньше инспекторы делали это вручную и затрачивали массу времени.

Как честной компании не попасть под «каток» АСК НДС-2?

Если для налоговой службы новая система облегчает работу, то для налогоплательщика это как минимум еще одна головная боль. Ведь попасть в поле зрения АСК НДС-2 можно не только из-за собственных оплошностей, но и из-за недостатков учета партнеров. Чтобы этого избежать, целесообразнее всего прибегать к проверке контрагентов . Прежде всего рекомендуется:

  • проверить бухгалтерскую отчетность компании (в частности, имеются ли у нее основные средства и прочие ценные активы);
  • проверить наличие реального офиса;
  • изучить отзывы других контрагентов и клиентов;
  • «пробить» компанию по открытым реестрам - ЕГРЮЛ (ЕГРИП), базам арбитражных дел, исполнительных производств, дел о банкротствах, а также по другим общедоступным источникам информации.

Осуществив подобную проверку, можно оценить степень серьезности как новых, так и действующих контрагентов, и вести дела только с самыми надежными из них.

66 Свердловская область

Дата публикации: 25.09.2015

Издание: Наши деньги Екатеринбург
Тема: Порядок исчисления налога на добавленную стоимость
Источник:   http://dengiekat.ru/journal/2015/82/stat1052.html

Основная доля поступления доходов федерального бюджета в первом полугодии 2015 года с территории Свердловской области обеспечена за счет налога на добавленную стоимость (НДС). Область перечислила более 31 млрд. рублей - с ростом на 22,5% (7 млрд рублей). Об этом сообщили в пресс-службе УФНС по Свердловской области.

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС - так называемой системы АСК НДС-2 - стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

В январе 2015 года внедрен второй этап автоматизированной системы - АСК НДС-2. Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

«Новая система автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора, - отмечает заместитель руководителя УФНС России по Свердловской области Ольга Голендухина. - Система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний. Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС».

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС). Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев. С 2015 года налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы будут истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (налоговый разрыв), свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме. С этой целью и внедрены программные средства АСК НДС и АСК НДС-2.

АСК НДС - автоматизированная система контроля за возмещением НДС - успешно работает с 2013 года. Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска.

«Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск получают «особое внимание» не только инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка, но и управления ФНС России по Свердловской области. Например, в Свердловской области АСК НДС к «группе риска» ежеквартально относит порядка 10% заявленного по декларациям возмещения из бюджета НДС», - отмечает Ольга Голендухина.

В результате отбора сомнительных операций обеспечивается усиленный контроль, привлекаются правоохранительные органы, исключается возможность применения мошеннических схем.

В среднем 20 - 30% налогоплательщиков после этих процедур самостоятельно отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС, сдают уточненные декларации по НДС.

После внедрения автоматизированной системы контроля сокращение объема возмещения из бюджета НДС в Свердловской области уже составляет более 50% заявленного налогоплательщиками «группы риска».

Справка

Аббревиатура ПК АСК НДС-2 расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия». В конце 2013 года ФНС впервые запустили ПК АСК НДС-1.
С этого момента ФНС берет под контроль данные об операциях, облагаемых НДС.
Через год ФНС отчиталась о двойном сокращении неправомерных попыток возместить налог, что добавило бюджету 102млрд. рублей. В начале 2015 года ФНС запустила вторую версию программы АСК НДС-2.Работа ПК АСК НДС-2 направлена на выявление организаций, не уплачивающих НДС и не отражающих соответствующие начисления налога в налоговой декларации.
Вся информация накапливается в системе Big data , которая используется для обработки данных ПК АСК НДС-2.
Таким образом, все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу (ЦОД ФНС России в Дубне).
Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара.
Big Data (Большие данные) — система обработки огромных объёмов данных, сформировавшаяся в конце 2000-х годов, альтернативная традиционной системе управления базами данных (СУБД) .

Определяющие характеристики Больших данных (Big Data):

  1. объём данных,
  2. скорость обработки данных,
  3. многообразие одновременной обработки различных типов данных .

С 2013 года "большие данные" как академический предмет изучаются в появившихся вузовских программах по науке о данных, вычислительным наукам и инженерии.

Алгоритм работы АСК НДС-2

  • Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок).
  • Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так:
    отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу.
  • Все происходит без участия инспектора:
    в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений.
  • На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку.
  • В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Схема работы АСК НДС-2

ИТОГ: Внедрив ПК АСК НДС-2 налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Использование новых технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.

Как работают налоговики и АСК НДС-2
  1. Вы сдаете декларацию по НДС.
  2. Система самостоятельно анализирует данные по каждой операции по цепочке движения товара и выявляет налоговые разрывы в операциях, по которым вычет есть, а НДС не уплачен.
  3. Автоматически фиксируются недобросовестные плательщики НДС, выстраивается древо связей с остальными участниками товарооборота.
  4. Совокупность полученных данных позволяет налоговикам установить выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС.
    Им может стать совершенно любая организация или ИП, претендующие на налоговый вычет — ведь право на вычеты получает тот, кто покупает товары (работы или услуги) у своих контрагентов, предъявляющих сумму налога (п. 2 ст.

АСК НДС-2: новый сервис ФНС для проверки декларации по НДС

171 НК РФ). Что означает «налоговый разрыв»?
Это когда ваш контрагент:

  • Либо сдал нулевую декларацию по НДС.
  • Либо вообще ее не сдал.
  • Либо сдал декларацию, но в книге продаж не отразил счет-фактуру, выданную в ваш адрес (или исказил данные).

Таким образом, зачастую вся головная боль от АСК НДС-2 вызвана ошибочным действием/бездействием наших контрагентов или наличием взаимоотношений у них с фирмами-однодневками.

  • При выявлении в НДС-декларации противоречий система автоматически формирует требование о представлении пояснений.
  • Далее следуют иные мероприятия налогового контроля. Допустим, выявлен налоговый разрыв.
    Для установления получателя необоснованной налоговой выгоды уже в рамках камералки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля: запрос объемного перечня документов, осмотра помещений, территорий, опрос сотрудников и т.п. …
  • Добросовестные налогоплательщики тоже под прицелом.
    Большинство проверок после выявления налоговых разрывов заканчиваются неблагоприятно.
    Претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц могут быть предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к тем, у кого есть имущество. Даже в случаях, когда вы сами взаимодействуете с добросовестным контрагентом, но в цепочке есть «серые» или «черные» компании.
  • Количество налоговых проверок, инициированных благодаря АСК НДС-2 растет и, как показывает судебная практика, большинство этих проверок увенчались победой налоговиков в форме доначислений или отказов в вычетах.
  • Налоговики продолжают совершенствовать налоговое администрирование НДС.
    На подходе новый программный комплекс АСКНДС-3 .
  • Налогоплательщики сдают электронные декларации по НДС , содержащие показатели книги покупок и книги продаж. В 2015 году ФНС запустила ПК АСК НДС-2 для контроля деклараций.

    АСК НДС-2: откуда налогоплательщику ждать угрозы

    Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме (приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ ). Теперь компания сообщает налоговикам сведения из книги покупок и книги продаж и информацию о выставленных счетах-фактурах (разделы 8–12 декларации).

    В распоряжении налоговых органов есть специальная автоматизированная система контроля НДС-2 (далее - АСК НДС-2). Эта система сохраняет и накапливает всю информацию по операциям налогоплательщиков. Рассмотрим, какие претензии предъявляют налоговики по результатам анализа базы данных АСК НДС-2.

    Система выявляет расхождения в декларациях

    АСК НДС-2 позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений.

    Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программа выявляет, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.

    Некоторые бухгалтеры соглашаются с требованиями инспекторов и подают уточненные декларации. Однако при наличии технических ошибок, не влияющих на сумму налога, достаточно предоставить пояснения. К ним нужно приложить счета-фактуры и прочие документы. В этом случае предоставление уточненки является правом, а не обязанностью налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ ). Это относится к опечаткам в номерах и датах счетов-фактур и к неверным кодам операций. Если же у компании не совпадает сумма НДС, заявленная к вычету по счету-фактуре от поставщика, то самым распространенным случаем является предъявление НДС к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале 2016 года, а покупатель принял НДС к вычету во II квартале 2016 года.

    Расхождения вида «разрыв». Речь идет о так называемом налоговом разрыве. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ ).

    Однако если компания представила весь пакет документов, то отказать в вычетах на основании расхождений, выявленных по данным АКС НДС-2, пока нельзя. Признак вычета - это наличие счета-фактуры (ст. 169 НК РФ ). И если проверяющие намерены отказать в вычетах, то они обязаны провести мероприятия налогового контроля. Эти мероприятия должны доказать фиктивность операций с однодневками или наличие иной необоснованной налоговой выгоды.

    В судебной практике встречаются интересные случаи проигрыша налоговиков, когда они отказывали компаниям в вычетах по счетам-фактурам контрагентов, отсутствующих в ЕГРЮЛ. В одном из дел бухгалтер исключенного из ЕГРЮЛ общества продолжал в течение двух лет выставлять счета-фактуры от имени несуществующей компании (решение АС г. Москвы от 20.06.13 № А40-18764/13 ).

    Налоговый орган отказал в вычетах. Компания счета-фактуры переделала и представила в суд. Арбитры указали: организация не подозревала о том, что счета-фактуры являются недействительными, и не могла проверить этот факт. Суд отменил доначисления. В то же время компания могла проверить статус контрагента с помощью общедоступных сервисов на сайте ФНС России. Поэтому такие судебные решения, скорее, единичны, и на них нельзя ориентироваться.

    Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК НДС‑2 не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК НДС-2 часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.

    Цель внедрения АСК НДС-2 - борьба с однодневками

    АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено - однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.

    К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.

    Для эффективного использования АСК НДС-2 инспекторы получили расширенные полномочия на камералках. Они используют практически тот же перечень мероприятий контроля, что и при выездных проверках. Инспекторы могут потребовать от компании представить:

    • документы из-за расхождения в операциях (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ, приложение № 15 к );
    • пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ , приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@ ).

    Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

    Ответ на требование о представлении документов налогоплательщики направляют в инспекцию в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ). А письменные пояснения - в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ ).

    Компании редко игнорируют требования о представлении документов. Это чревато штрафом (ст. 126 НК РФ ) и отказом в вычетах по формальным основаниям.

    Пояснения лучше тоже представить. Иначе инспектор составит акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ ). Тогда отбивать доначисления придется уже путем подачи возражений или в суде.

    Однако подтверждение права на вычет в ходе камералки не дает гарантий, что компании не назначат выездную проверку (ст. 89 НК РФ ).

    АСК НДС 2: судебная практика

    Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами, поэтому инспекторы часто не успевают собрать доказательства, способные устоять в суде. Суды считают, что инспекторы вправе назначить выездную проверку периода, уже проверенного камерально. Налогоплательщики при этом не освобождаются от ответственности за выявленные правонарушения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.11 № А75-8783/2010 ).

    Налоговики могут назначить выездную проверку и после мероприятий налогового контроля, которые будет проводить отдел предпроверочного анализа. Максимальный срок выездной проверки достигает 15 месяцев. С учетом продления (до шести месяцев) и приостановления (на шесть или девять месяцев). За такой внушительный срок инспекторы точно соберут необходимые доказательства.

    Судебная практика по АСК НДС-2 еще не сформировалась

    Аргумент о «налоговых разрывах» в базе АСК НДС-2 для судебной практики новый. Пока он встречается нечасто. Этому есть несколько причин.

    Во-первых, АСК НДС-2 - внутренняя база налоговых органов, к ней нет публичного доступа. Суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов должным доказательством (постановление АС Московского округа от 28.12.15 № Ф05-18124/2015 ). О выводах фискалов, сделанных на основании внутренней информации, компания может узнать не ранее, чем наступят негативные налоговые последствия.

    Во-вторых, сам по себе налоговый разрыв не доказывает, что налоговая выгода необоснованна. Этот разрыв представляет собой лишь математический результат контрольных соотношений чисел в двух декларациях. Если числа отличаются, это лишь повод для проверки.

    Тем не менее сведения из АСК НДС‑2 уже начали фигурировать в судебной практике. Причем не только в спорах, связанных с вычетами по НДС.

    Например, в постановлении АС Поволжского округа от 24.06.16 № Ф06-9933/2016 компания оспаривала отказ налогового органа зарегистрировать в ЕГРЮЛ ликвидацию юрлица*. Компания составила ликвидационный баланс и представила его в инспекцию. Однако инспекция по результатам двух камералок деклараций по НДС отказала обществу в вычетах на внушительную сумму и вручила акты проверок.

    * Подробнее об этом читайте в статье «Налоговики отказались ликвидировать компанию с недостоверным балансом» на сайте e.nalogplan.ru или в «ПНП» № 9, 2016, стр. 82.

    После вступления решений по камералкам в силу налоговый орган мог бы провести задолженность по НДС на лицевом счете и стать кредитором общества. Кроме того, на момент подачи заявления о ликвидации компания не представила еще одну декларацию по НДС.

    В результате инспекция признала баланс общества недостоверным и отказала в госрегистрации изменений. В решении апелляционной инстанции судьи указали, что налоговый орган с помощью АСК НДС-2 установил наличие налогового разрыва в виде неправомерно заявленного вычета по НДС (постановление Двенадцатого ААС от 15.04.16 № 12АП-2681/2016 ).

    Налоговики выставили требования о представлении документов. Компания требования проигнорировала, документы не представила. Руководитель общества от явки на допрос также уклонился.

    Компания считала, что на момент подачи ликвидационного баланса налоговый орган не имел решения по камеральным проверкам. Поэтому сумма НДС к уплате была ему неизвестна. Однако суд учел факт противодействия и уклонения общества от представления документов. И пришел к выводу, что заявление о ликвидации было подано для избежания доначислений по проверкам.

    Суд решил, что общество заведомо представило недостоверные сведения, при этом процедуру ликвидации нельзя считать соблюденной. Правомерность доначислений по камеральным проверкам не являлась предметом рассмотрения спора. Поэтому в отношении недостоверности баланса суд поддержал инспекцию.

    Необычное дело рассмотрел Девятнадцатый ААС (постановление от 31.08.16 № А14-16854/2015 ). Доказательства, найденные в АСК НДС‑2, одна из сторон заявила в гражданском споре. Он был между двумя юрлицами в отношении фальсификации подписи руководителя в договоре.

    Компания обратилась в суд с требованием взыскать с контрагента задолженность по договору поставки за 12 тонн рыбной муки. Однако покупатель неожиданно заявил в суде, что подпись руководителя на договоре поддельная. Значит, сделка не заключалась и оснований для возмещения продавцу убытков нет.

    В качестве доказательств реальности отгрузки поставщик представил договор, накладную о приемке товара, электронные письма в адрес покупателя и ответы на них. Помимо этого продавец представил письмо из инспекции о том, что по результатам камеральных проверок деклараций обеих компаний налоговый орган обнаружил счет-фактуру на поставку рыбной муки и в декларации продавца, и в декларации покупателя. Счет-фактуру налоговики нашли путем встречного сопоставления деклараций в системе АСК НДС-2.

    Налоговые органы подтвердили, что покупатель заявил вычет в связи с тем, что продавец отразил в декларации сделку и уплатил с нее НДС в бюджет. Суд пришел к выводу, что покупатель скрыл от суда сведения о поставке, а также не заявлял о фальсификации доказательства. В связи с чем суд постановил взыскать с нерадивого покупателя всю сумму задолженности и неустойку.

    АСК НДС-2

    АСК НДС-2 работает уже три года. Она хранит сведения из счетов-фактур, деклараций по НДС, а также информацию о сделках. Система собирает данные об уплате НДС по всей торговой цепочке: от первичного поставщика до конечного потребителя.

    Работу системы обеспечивают центры обработки данных (ЦОД) в Нижнем Новгороде и Московской области. В 2017–2020 годах власти планируют построить резервный ЦОД в Волгоградской области.

    ЦОДы позволяют ФНС России внедрять и другие инструменты администрирования. Это налоговый мониторинг, система контроля за применением контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), электронные сервисы. Они же поддерживают работу информационных систем Минфина, ФНС, казначейства и других учреждений финансового ведомства.

    АСК НДС 3: новый «комплекс слежения» за бизнесом

    АСК НДС-2: как проверяют декларации по НДС

    Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) — программное обеспечение, разработанное и используемое Федеральной налоговой службой (ФНС) России, для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

    Разъяснение

    Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

    С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков. Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

    АСК НДС - новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС

    в ст. 88 "Камеральная налоговая проверка" (федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ), который предоставляет налоговым органам право в таких ситуациях истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям:

    П. 8.1. ст. 88 НК РФ: "При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям".

    Разработка и внедрение системы НДС-2 была определена документами:

    Приказ ФНС России от 15.07.2013 N ММВ-7-3/239@ "О проведении пилотного проекта программного обеспечения, реализующего функции задачи "Автоматизированная система контроля за возмещением НДС"

    Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего функции задачи "Автоматизированная система контроля за возмещением НДС"

    АСК НДС-3

    ФНС России не останавливается на совершенствовании механизма контроля НДС. Разработана и тестируется новая версия программы проверки НДС — АСК НДС-3. В эту версию программы добавлена интеграция с банками и позволяет налоговикам выявить ситуации, к примеру, когда покупатель получил счет-фактуру заявил вычет, но покупателю денежные средства длительное время не перечисляет. Такая ситуация может свидетельствовать о незаконной оптимизации НДС.

    Дополнительно

    Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» — это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

    АИС Налог-3 — автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

    Отчет "Дерево связей" — отчет, который формируется в Системе управления рисками «СУР АСК НДС-2» и используется налоговиками для выявления незаконных операций.

    АСК НДС-2 (gnivc.ru)

    В условиях экономического спада правительство активно ищет пути увеличения поступлений в бюджет. Одно из основных направлений – «обеление» экономики, т.е. борьба со схемами уклонения от налогов. В этой области широко используются современные технологии. Рассмотрим одну из информационных систем, применяемых для налогового контроля – АСК НДС-2.

    На чем основан принцип работы АСК НДС-2

    Как понятно уже из названия, этот программный комплекс применяется для контроля за исчислением НДС. Работа системы основана на особенностях данного налога.

    При расчете НДС налогоплательщик вычитает из начисленной суммы «входной» налог по приобретенным товарам, работам, услугам и, следовательно – уменьшает итоговую сумму к уплате в бюджет. Поэтому наиболее распространенный способ незаконной «оптимизации» НДС - использование подставных фирм-«однодневок». Налогоплательщик получает от такой компании счета-фактуры , регистрирует их в книге покупок и снижает свой НДС. Компания-«однодневка» обычно не платит налог вообще, или делает это в минимальном размере.

    Налоговики всегда боролись с подобными схемами, но раньше это было сложно из-за необходимости вручную обрабатывать большие объемы информации. После перевода отчетности по НДС в электронную форму и внедрения автоматизированных систем контроля (АСК НДС в 2013 г. и АСК НДС-2 в 2015 г.) жизнь сотрудников ФНС значительно упростилась.

    Программа автоматически сверяет данные налогоплательщика по «входному» НДС и счета-фактуры, включенные в отчетность его контрагентами. Если найдены расхождения – также автоматически создается и направляется налогоплательщику запрос на уточнение данных.

    Проверяющим остается только отслеживать пояснения налогоплательщиков и, в случае необходимости, проводить более глубокую проверку начисления НДС .

    Как в АСК НДС-2 принцип работы реализуется на практике, и что делать налогоплательщику при получении запроса – рассмотрим далее.

    Как работает АСК НДС-2

    По результатам проверки могут быть выявлены расхождения двух видов:

      Тип «НДС». В данном случае и проверяемый налогоплательщик, и контрагент сдали декларации, но между их данными есть расхождения.

      Тип «Разрыв». Это расхождение возникает, если контрагент вообще не отчитался по НДС или сдал «нулевую» декларацию.

    Также, для принятия решения об углубленной проверке, играет роль степень «налогового риска», к которой относится сама компания и ее контрагенты. Риск оценивается по нескольким десяткам параметров. К ним относятся, например, величина активов, уставный капитал, прибыльность, наличие просрочек по налогам и т.п.

    Уровни риска в программе кодируются с помощью цвета:

      Низкий (зеленый). Организации, ведущие реальную хозяйственную деятельность и своевременно перечисляющие все обязательные платежи.

      Средний (желтый). Это компании с «переходными» характеристиками. Они допускают некоторые нарушения, но не в таком объеме, чтобы попасть в «рискованную» категорию.

      Высокий (красный). К этой категории относят фирмы с признаками «однодневок ». Они не имеют активов, необходимых для реальной деятельности, не платят налоги вообще или перечисляют минимальные платежи.

    При расхождениях типа «НДС» обычно достаточно объяснить их причины. Часто речь идет о технических ошибках при заполнении книги продаж и книги покупок. Также возможна ситуация, когда покупатель переносит вычет на следующий налоговый период в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ. Объяснения, как и отчетность, необходимо предоставлять в электронном виде. В некоторых случаях налоговики вызывают проверяемого плательщика на комиссию для дачи дополнительных пояснений.

    Если же выявлен «разрыв», то нередко приходится вносить изменения в декларацию и доплачивать налог. Чтобы избежать подобных проблем, добросовестному налогоплательщику следует заблаговременно проверить своих контрагентов, (как минимум - по базе ЕГРЮЛ) и провести с ними сверки расчетов.

    Вывод

    В системе АСК НДС-2 принцип работы основан на сопоставлении данных «входящих» и «исходящих» счетов-фактур у сторон сделки. При выявлении расхождений налоговики запрашивают пояснения, а в случае необходимости - проводят полноценную налоговую проверку. Чтобы снизить подобные риски, налогоплательщикам необходимо регулярно проверять своих контрагентов и своевременно сверять расчеты.