Во всех вышеперечисленных ситуациях оценивают годные остатки, которые можно продать. В каждом конкретном случае при осмотре поврежденного транспорта именно эксперт делает вывод, есть ли смысл демонтировать годные остатки или детали этой марки машины у автовладельцев не особо популярны.
Оцениваются годные остатки тогда, когда предполагаемые затраты превышают определенный процент от реальной рыночной стоимости. Конкретные пороги зависят от разновидности страхового полиса. Если для ОСАГО они прямо указаны в законе, то при КАСКО его прописывают либо в договоре с клиентом, либо в правилах страхования, разработанных конкретной компанией.
Если вы не уверены, что специалист от страховщика качественно провел осмотр и расчеты, обратитесь к независимому эксперту, заслуживающему доверие.
Чтобы оценщик согласился провести экспертизу годных остатков, есть ряд условий:
Если ваш транспорт отвечает этим требованиям, его просто утилизируют как обычный металлолом.
Перед проведением калькуляции все детали, которые могут еще послужить, осматривают не только визуально, но и при помощи специальных инструментов. Лучше всего это делать на подъемниках или стендах, упрощающих доступ.
Для вычислений используют формулу: стоимость годных остатков – это произведение рыночной стоимости транспорта без повреждений, определенной на конкретную дату, и суммы отношения в процентах стоимости пригодных элементов к стоимости авто. При этом учитывается ряд коэффициентов: затраты на выемку и хранение, срок службы машины, спрос на ее б/у запчасти, степень полученных повреждений.
Говоря иначе, стоимость годных остатков – это рыночная стоимость целых и пригодных узлов, деталей автомобиля минус затраты на их извлечение, подготовку, продажу.
Запчасти, пригодные для использования в другом автомобиле, отвечают таким требованиям:
Расчет не делают, если выемка частей затруднена по причине неудовлетворительного состояния машины, или на них практически полностью отсутствует даже минимальный спрос.
Компенсация по КАСКО начисляется владельцу машины с учетом выявленных годных остатков, подлежащих реализации. Калькуляцию осуществляет страховая компания, но полностью ей доверять не стоит. При малейшем сомнении в объективности закажите независимую экспертизу.
В том случае, если авто не подлежит ремонту после ДТП, пострадавшая сторона получает компенсацию по ОСАГО от страховой компании виновника. Однако эта выплата производится за минусом годных остатков. Что же это за понятие «годные остатки ОСАГО» и как вернуть неиспользованные средства? Ниже подробно рассмотрены оба эти вопроса.
Годные остатки – это пригодные автомобильные детали, которые уцелели после ДТП и были демонтированы в сервисе во время ремонта ТС или в связи с его гибелью. Эти запчасти могут быть реализованы и использованы вторично.
Смоделируем ситуацию, что после автомобильной аварии машина не подлежит ремонту и считается конструктивно погибшей, однако её бампер остался неповреждённым. Эта деталь снимается и считается годным остатком для реализации её на рынке б/у запчастей для автомобилей.
Стоимость годных остатков по ОСАГО включает остаточную себестоимость уцелевших после ДТП деталей с учётом средств, затраченных на их разборку, хранение и ремонт. Компания учитывает стоимость годных остатков при расчёте суммы возмещения и вычитает эту цифру при выплате по риску «ущерб чужому имуществу». И на это есть законные основания.
О процедуре возврата денег за неиспользованное ОСАГО говорится в таких нормативных документах:
Эти законодательные акты освещают следующие аспекты получения компенсации за неиспользованную страховку:
Что же касается случаев, в которых машина не подлежит восстановлению, инициатива расторжения договорных обязательств по ОСАГО должна исходить от собственника конструктивно погибшего авто.
Если говорить о выплатах вследствие гибели ТС, то ст. 12 ФЗ №40 регламентирует следующее:
При этом владелец авто вправе отказаться от получения уцелевших деталей и узлов погибшего автомобиля, однако это не повлияет на размер страховой суммы – так или иначе из неё будет высчитана их стоимость.
В случае гибели или утраты автомобиля, страхователь имеет право отказаться от своего имущества и передать права на него страховщику, если он хочет получить выплату.
Итак, как было сказано ранее, если машина не подлежит ремонту вследствие наступления страхового случая, её собственник получает выплату от страховой компании виновника происшествия. При этом пострадавший имеет право наведаться к своему страховщику, потребовать расторгнуть договор и получить выплату. Однако гибель авто – это не единственный прецедент для прекращения полиса и возврата неиспользованных средств. Получить компенсацию за оставшийся период можно:
Какая сумма будет выплачена после прекращения полиса, будет зависеть от того, сколько времени осталось до окончания срока действия страховки. Существует формула, по которой рассчитывается размер возмещения:
А = (С-23%)*(Д/12),
А – сумма, что подлежит возврату;
С – стоимость годовой страховки согласно полису;
Д – оставшийся неиспользованный срок в днях;
23% — это удержанная сумма, большая часть из которой отходит страховой компании (20%), а меньшая — РСА (3%).
Судебная практика знает немало случаев, когда владельцы ОСАГО удачно оспаривали удержание этих 23% в суде. Это вполне понятно, так как вычет этого процента считается незаконным побором.
Когда договор признаётся недействительным в результате смерти собственника авто, возмещение денежных средств за неиспользованную страховку получают его выгодоприобретатели. Помимо этого, если владелец погиб в ДТП, как пострадавшее лицо, страховая компания виновника выплачивает его наследникам сумму автогражданки.
Старый собственник авто может получить выплату в двухмесячный срок после совершения сделки. Новоиспечённый обладатель тоже имеет право обратиться за компенсацией, если предыдущий владелец передал ему старый полис вместе с пакетом документов на машину.
Обычно с выплатой никто не затягивает. Физ. лица получают деньги сразу же, а юр. лица в течение 5 банковских дней.
По закону есть 14 календарных дней для возврата средств клиенту. Это регламентировано Положением № 431-П. Отсчёт ведётся со дня подачи заявления. Не стоит забывать, что в этом документе должна быть указана уважительная причина расторжения полиса.
Прекращение договорных отношений со страховщиком по причине гибели автомобиля или после его продажи не всегда приносит выгоду. Например, в следующих случаях возвращать средства точно не стоит:
Самый лучший способ выгодно выйти из положения – , а потом переоформить её на нового хозяина машины.
Чтобы разорвать договорные отношения со страховой компанией и вернуть свои деньги, не нужно много времени. Пошаговая инструкция прекращения действия полиса приведена ниже.
Базовый комплект документов, который нужно иметь при себе при обращении в страховую фирму, состоит из:
Со всех вышеперечисленных документов нужно снять копии.
В конторе клиент должен заполнить заявление на выплату части премии в двух экземплярах и предъявить необходимые документы. Сотруднику страховой передаются только копии – никто не вправе требовать оставить на рассмотрение оригиналы.
Не стоит забывать, что в заявлении должна быть указана веская причина расторжения договора, иначе компенсация не будет выплачена. Кроме того, представитель страховщика должен заверить один экземпляр заявления подписью и печатью.
Рассчитать, какая сумма подлежит выплате при расторжении договора ОСАГО, можно с помощью онлайн-калькулятора возврата страховки. Такие сервисы можно увидеть на сайтах востребованных компаний с этой направленностью. Осуществить расчёт вручную по вышеприведенной формуле не составит труда.
В офисе сумму возврата рассчитывают в присутствии клиента. Как правило, для этого используются специальные программы.
Как уже было сказано ранее, выплата остаточной премии осуществляется день в день. Конечно же, случается всякое, поэтому если компания не готова сразу же возместить остаточную стоимость договора, у неё есть на это 14 дней.
Если в течение этого времени средства так и не попали к владельцу ТС, он вправе написать жалобу в РСА и обратиться в суд, однако для этого у него на руках должно быть заявление с проставленной датой обращения к страховщику и его подписью.
Итак, пострадавшая в ДТП сторона получает компенсацию по страховому случаю от страховой фирмы виновника за вычетом годных остатков, если автомобиль не подлежит ремонту. Кроме того, владелец погибшего ТС может вернуть стоимость неиспользованной обязательной страховки, обратившись к своему страховщику.
Ждем ваши вопросы в комментариях.
Если у вас возникли споры со страховой, то вам может оказать помощь наш юрист. Консультация бесплатная.
Просьба оценить пост и поставить лайк.
Независимая экспертиза годных остатков автомобиля после ДТП
Уже сам заголовок статьи свидетельствует о том, что случилась большая неприятность – ваш автомобиль настолько пострадал в ДТП, что в страховой компании (СК) решается вопрос: выплачивать ли вам страховое возмещение по КАСКО на ремонт транспортного средства или признать его – так называемый «тотал». В соответствии с Правилами страхования автомобиль признается полностью погибшим, когда или вообще невозможно отремонтировать повреждения, либо стоимость ремонтных работ превышает 75% страховой стоимости автомобиля за вычетом суммы амортизационного износа. К примеру, новенький Рено Логан за полмиллиона рублей нужно разбить так, чтобы на ремонт требовалось не менее 375 тысяч рублей.
И вот здесь вам требуется быть очень внимательным. Ведь СК по абсолютно понятным причинам попытается минимизировать выплаты, сэкономить на вас, что абсолютно не в ваших интересах.
Во-первых , «тотал» на признавать, занижая стоимость ремонта. В нашем примере, допустим, не 375 тысяч рублей, а 300 тысяч рублей. Которых на ремонт вам явно не хватит.
Во-вторых , напротив, признать «тотал», но существенно завысить стоимость годных остатков (той части автомобиля, которую можно использовать либо продать – в качестве запчастей, к примеру). Допустим, оценить их в 200 000 рублей и выплатить владельцу всего лишь 225 тысяч рублей вместо полумиллиона (500 тысяч минус 200 тысяч – остатки, и минус 75 тысяч – амортизация в 15% стоимости за первый год эксплуатации).
При проведении экспертизы следует понимать, что годные остатки должны отвечать определенным требованиям: деталь (агрегат, узел) должна быть работоспособной – то есть обладать всеми необходимыми параметрами и характеристиками – и иметь товарный вид (без следов прежнего ремонта или ржавчины). Общий износ автомобиля не должен превышать 60%, а срок его службы – 7 лет для отечественных моделей, и 15 – для иномарок.
В противном случае рассчитывается стоимость не годных, а утилизационных остатков – металлолома.
Кроме того, если из-за региональных особенностей рынка детали разбитого автомобиля спросом не пользуются, и продать их невозможно – неликвидны – оценка стоимости остатков также не осуществляется. Как и в том случае, если автомобиль поврежден так, что разобрать его на детали, не повредив их, нельзя.
Берется стоимость неповрежденного автомобиля на дату оценки и умножается на процентное соотношение стоимости неповрежденных элементов к полной. При этом во внимание должно быть принято множество понижающих коэффициентов, учитывающих срок эксплуатации автомобиля, спрос на детали, затраты на разборку, дефектовку и хранение, и другие.
Перед расчетом все годные для продажи детали идентифицируются и осматриваются с привлечением – если необходимо – и средств инструментального контроля.
Понятно, что такое важное дело не доверишь, кому угодно. Тем более, нельзя верить на слово представителям СК и их «независимым» экспертам. Если вы затрудняетесь с поиском специалистов по оценке годных остатков автомобиля, обращайтесь к нам.
Помимо услуг по юридическому сопровождению взыскания компенсации ущерба со страховой, мы можем взять на себя организацию всех : по оценке ущерба при ДТП, трасологической, экспертизы лакокрасочного покрытия, оценки рыночной стоимости, а также и судебной автотехнической экспертизы.
За результаты наши юристы готовы отвечать в любой инстанции. Независимость и точность оценки гарантируется.
5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, передок/задок или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) поврежденного транспортного средства, исправные, и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых предлагается в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:
комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, передок/задок или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, должны находиться в работоспособном состоянии;
комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, передок/задок или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования). К таким изменениям не относятся отверстия, следы среза и иные технологические следы, не препятствующие установке изделия и не ухудшающие его внешнего вида и эксплуатационных качеств.
Детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий, к которым относятся, в частности:
наличие на детали шпатлевки;
наличие на детали видимой остаточной деформации в результате ее правки, рихтовки;
наличие на деталях следов их пайки, сварки, склеивания в зонах, где указанные воздействия не предусмотрены заводом-изготовителем;
отсутствие следов точечной сварки кузовных элементов в местах, где технологией изготовления кузова завода-изготовителя предусмотрено их наличие, и наоборот.
5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Такие комплектующие переходят в распоряжение страховщика. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего) в случае письменного обращения потерпевшего с заявлением о передаче ему этих комплектующих.
5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих реализацию поврежденных транспортных средств без их разборки и вычленения годных остатков. В отсутствие специализированных торгов допускается применение расчетных методов: использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится в соответствии с требованиями глав 2 , , настоящей Методики.
5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:
транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) в срок, не превышающий 15 дней;
транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.
Расчетные методы применяются при условии невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.
5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:
где:
Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
Кз - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
Кв - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
6.1. Условия для расчета стоимости годных остатков
6.1.1. Стоимость годных остатков автомототранспортного (далее - АМТС) средства может рассчитываться только при соблюдении следующих условий:
Полное уничтожение АМТС в результате его повреждения. Под полным уничтожением понимается случай, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного АМТС, с учетом износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов, равна или превышает 80% его стоимости на момент повреждения;
Проведение восстановительного ремонта АМТС технически невозможно.
6.1.2. Расчет стоимости годных остатков не следует производить в следующих случаях:
Когда АМТС не подлежит, с учетом технического состояния, разборке на запасные части;
Когда, в силу региональных особенностей вторичного рынка запасных частей, годные остатки данного АМТС не пользуются спросом.
6.2. Годные остатки АМТС
6.2.1. Под годными остатками поврежденного АМТС понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость его детали, узлы и агрегаты, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного АМТС и реализовать. Соответственно под стоимостью годных остатков понимается наиболее вероятная стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу.
Годные остатки должны отвечать следующим условиям:
6.2.1.1. Деталь (агрегат, узел) не должна иметь повреждений, не позволяющих ее использовать по конструктивному назначению (то есть допустимы косметические повреждения в виде потертостей и царапин).
6.2.1.2. Деталь (агрегат, узел) не должна иметь изменений конструкции, формы, нарушений целостности, не предусмотренных изготовителем автотранспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);
6.2.1.3. Деталь не должна иметь видимых следов предыдущих ремонтных воздействий (следов правки, рихтовки, остаточных деформаций, следов шпатлевки и т.д.).
6.3. Расчет стоимости годных остатков
6.3.1. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:
[руб.], (6.26)
где Ц - стоимость АМТС в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
К З - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
К В - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации АМТС на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
К ОП - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений автомобиля;
C i - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля, %;
n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).
6.3.2. Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовых на базе легковых определяется согласно таблице П 6.1.
Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей грузовых автомобилей определяется согласно таблице П 6.2.
Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей, узлов, агрегатов мотоциклов и мопедов определяется согласно таблице П 6.3.
При частичном повреждении группы деталей (например, подвеска передняя), согласно таблицам эксперт должен принять значение C i пропорционально объему этих повреждений.
6.3.3. Коэффициент снижения стоимости "годных остатков" АМТС, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, (К З) рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых на базе легковых и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей.
6.3.4. Величина коэффициента К В, учитывающего срок эксплуатации АМТС на момент определения стоимости "годных остатков", а также спрос на неповрежденные детали определяется согласно таблице 6.4.
Таблица 6.4. Значения коэффициента К в, учитывающего срок эксплуатации ТС
6.3.5. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений автомобиля (Коп), определяется согласно таблице 6.5.
Таблица 6.5. Значение коэффициента К оп, учитывающего объем (степень) механических повреждений автомобиля
6.4. Порядок проведения экспертизы годных остатков АМТС
6.4.1. Основной целью экспертного осмотра при экспертизе годных остатков является установление номенклатуры и степени повреждения деталей (агрегатов, узлов), которые могут быть отнесены к годным остаткам поврежденного АМТС.
6.4.2. АМТС должно быть представлено на экспертный осмотр в не восстановленном после ДТП виде. Предъявленные на экспертизу остатки автотранспортного средства должны однозначно идентифицироваться, как принадлежащие поврежденному АМТС.
6.4.3. Экспертный осмотр АМТС для экспертизы годных остатков рекомендуется проводить с использованием средств инструментального контроля технического состояния автотранспортных средств и их отдельных агрегатов.
6.4.4. В случае проведения экспертизы по предоставленным документам (актам осмотра, актам дефектовки, заказ-нарядам и т.п.) или фотографиям поврежденного АМТС эксперт должен дать вероятностный вывод о стоимости годных остатков.
6.4.5. Расчет стоимости годных остатков проводится на момент повреждения АМТС, если в определении (постановлении) органа, назначившего экспертизу, не указана иная дата.
6.4.6. При наличии сведений о весовых характеристиках и марках примененных в конструкции АМТС материалов не подлежащие дальнейшей эксплуатации остатки АМТС могут быть оценены как стоимость лома черных и цветных металлов, входящих в их конструкцию.
Поскольку в настоящее время стоимость затрат на разборку легкового автомобиля, дефектовку, доставку до места сдачи в металлолом, как правило, превышает стоимость самого лома, то стоимость не подлежащих дальнейшей эксплуатации остатков для легковых автомобилей может не рассчитываться.